.Что могло обозначать термин половцы или сары?
Вопрос об этнонимах половцев в современной науке представляется недостаточно разработанным. Самоназванием половцев в научной литературе принято считать слово «кыпчак».
Этноним «кыпчак» является наиболее древним. Он содержится в текстах рунических надписей второй половины VIII в. Одним из первых мусульманских авторов, назвавших их кыпчаками, был Ибн Хордрдбех (конец IX в.). В исторической литературе длительное время предпринимаются попытки этимологического истолкования русского термина. Польскому историку начала 16 в. Матвею Меховскому ( Трактат о двух Сарматиях ) казалось , что « половцы « в переводе означает « охотники» или «грабители» , т.к. они часто , «делая набеги , грабили русских» . Русский историк А.А. Куник считал , что слово « половцы» происходило от слова « половый " - изжелта –бледный , соломенно-желтый .
По Л.Гумилёву русское прозвище - «половцы», происходит от слова «полова» («рублёная солома) из- за соломенно-жёлтого цвета половцев. Тюрколог В.В.Бартольд впервые высказал предположение, что этноним "половцы", может быть калькой тюркского этнонима "сары " или «сары чэчле», т. е. «жёлтоволосые» . По этому поводу Добродомов И.Г. пишет следующее: “Уже давно обращалось внимание на то, что половцы во многих языках обозначаются словами, производимыми от корней со значением “желтый”, “бледный”: рус. половцы (ср.: половый, устар. половой); польск. (из чешск.) plavci (Plawcy, Plauci) и слово сары, иногда шёл впереди слов половец или куман.
Возможно мамелюки- половцы на Ближнем Востоке называли себя словом “сары“ и в период Крестовых походов на Восток это слово преоброзовалось в слово сарацин, а затем этим словом стали называть всех мусульман [Добродомов И.Г., 1978, 123]. Среди тюрков были племена, которые называли себя «жёлтыми» - так часть тюргешей в Средней Азии, называли себя сары - жёлтые. Бытование этнонима Сары у среднеазиатских народов, казахов и башкир приводит к мысли, что в средние века "сары" ("желтый"), было видимо, наименованием крупного тюркоязычного племени – со, жившие на Енисее (енисейские кыргызы).
Версия получается следующая: этноним “со“ ( сары, сарацин, сорочин, срачин, сорочинин) – может восходить к тюркскому слову «сары»; по смыслу она совпадает со славянским словом «полова»- «жёлтый». Также обратите на венгерское (Palyczok(ok), немецкое- Val (e) we (n) (сравните современное немецкое fahl и falb “блеклый’, “белесоватый”, “буланый” и латинизированные славянские формы Falones, Phalagi). Именно на Енисее Енисейские кыргызы, являясь потомками светловолосых динлин могли своим внешним видом отличаться от окружающего их населения, за, что они и могли получить своё имя “со“- “жёлтые“, в смысле- желтоволосые.
Правда некоторые другие исследователи предполагают, что жёлтый цвет мог характеризовать как внешние физические показатели народа (их светлые волосы), так и цвет их коней, их одежды или цвет травы в степях (сары), где они кочевали. Между тем в литературе имеется другое и , как кажется , более корректное толкование названия « половцы» Е. Ч. Скржинская (Половцы Опыт исторического истолкования термина . Византийский временник . Т. 46 .С. 255-276 ) , обратив внимание на зафиксированное в летописях понятие «онполовец» в значении - живущий по ту сторону реки , пришла к выводу , что именно оно послужило исходным для наименования русскими новых соседей. Анализируя летописные известия , повествующие о взаимоотношениях русских с половцами , нетрудно убедиться , что правый берег Днепра имеет определение не только «Русского» или «Киевского» , но также и «сей» стороны . Левый практически всегда именуется «оной стороной». В летописной статье 1172 г. говорится, что киевский князь Глеб Юрьевич « ъхалъ на ону сторону к онъмъ Половцамъ» ( Летопись по Ипатскому списку).
В цитированной летописной фразе , по-видимому , и содержится разгадка названия « половцы « . Для русских летописцев они действительно были жителями «оного пола» , т.е. «онополовцами» или просто «половцами».
http://forum.fstanitsa.ru/viewtopic.php?f=36&t=581