Сначала рассмотрим экономические основы рабства.
Если немного упростить, то согласно римскому праву есть две категории существ.
Одна категория - это человек, и он владеет результатом своего труда, то есть, он является собственником.
Вторая категория - это раб. Это существо имеет право трудиться, производить какой-либо продукт, имеет право получать какое-либо вознаграждение за свой труд едой или деньгами. Но в отличие от человека, он не может владеть результатами своего труда.
То есть раб может что-то производить и создавать, но прав на произведенный им товар он не имеет.
Раб не может быть собственником - собственником может быть только человек в римском праве.
А теперь открываем Конституцию Российской Федерации, статья 37 и читаем:
Труд свободен.
Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вроде бы в Конституции все красиво расписано. НО если вдуматься, то мы имеем право только на труд. И на какое-то вознаграждение за свой труд.
Но на произведенный нами товар мы прав не имеем. Так же, как и римский раб - он имел право трудиться, но плоды его труда ему не принадлежали.
Раб, так же как и гражданин по современной Конституции, не является собственником произведенной продукции.
Раб получал за свой труд вознаграждение. Это могла быть миска похлебки, или что-то другое.
Гражданин так же получает за свой труд вознаграждение. Правда сейчас это цветные бумажки, которые так же можно обменять на миску похлебки или что-то другое.
В римском праве есть такие понятия как патриций и плебей.
Патриции - лица, принадлежащие к исконно римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда. Этими правами они обладают по рождению.
Вот символы патрициев, и они широко используются в христианстве по сей день:
Плебеи, в отличие от патрициев, поражены в правах, их права регулируются специальным набором законов.
То есть, в обществе, построенном по римскому праву, есть две основные категории существ: патриции, обладающие всеми правами по рождению, и плебеи, чьи права ограничены, и описаны в специальных законах.
В Конституции РФ тоже используются два понятия , и они не так явно бросаются в глаза, как в римском праве.
Это понятие - человек , и другое существо - гражданин.
На первый взгляд, человек и гражданин это одно и то же. Но это не так - эти два понятия четко разграничены в Конституции.
Вот смотрите, статья 17:
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.Читаем внимательно, здесь все дело в мелочах. Пункт 1 перечисляет две категории существ - человек и другая категория гражданин.Не надо их смешивать, и вот почему.
Читаем пункт второй:
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.Теперь вспоминаем римское право, и тех, кто имел все права по рождению, то есть патрициев. То есть, в пункте 2 статьи 17 указывается на существо под названием человек, которое имеет, так де как и патриции, все права от рождения.
И так же как в римском праве, во втором пункте не сказано, что существо под названием гражданин имеет все права от рождения.
Существо гражданин упоминается только в первом пункте, и в третьем, где сказано:
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.Самым важным является второй пункт. Именно в нем говорится о правах по рождению, и эти права имеет только существо человек. Гражданин прав по рождению не имеет, так же, как и плебей по римскому праву.