Действительно, выплывать в гордом одиночестве, без природных и интеллектуальных ресурсов, без “невидимой руки”, да ещё в тени большого соседа, малым государствам чрезвычайно сложно. Вполне естественно смирить гордыню и входить в единое экономическое пространство с учётом соответствующих возможностей соседних мега держав. Но вот тут-то и возникают коллизии. Вроде бы по чиновничьему сану президент России и президент Белоруссии или Грузии равны, а по факту выходит совсем иное. Волей неволей большому государству приходится диктовать свои цены на экспортируемые товары. Обиды! Зависть! Раздражение! Местные князьки, считающие себя отцами своего народа, на деле могут только лавировать между большими державами, как рыбки в аквариуме, юркают туда-сюда, где меньше обижают и дают больше корма. США, Евросоюз, Турция, Индия, Китай…
В Евросоюзе обижают меньше, но и корма дают тоже меньше. Почему? Природных ресурсов в обрез, своего населения уйма, зато люди более спокойны, ибо объединены единой идеологией (мондиализм) и религией (протестантское и католическое христианство). И хотя, и религии слабы, и идеология не ведёт никуда, для европейского обывателя сойдёт, лишь бы не нервничал и не беспокоился за будущее. Культурные, демократичные и толерантные французы, англичане, немцы, датчане…
Для прибалтийских и закавказских республик бывшего союза, эмоционально, Европейский Союз более привлекательный союзник. А вот среднеазиатским республикам и дружить-то особо не с кем. Под брюхом радикальные исламисты, на востоке китайская социалистическая империя, на севере бывшая советская метрополия, которая строит неизвестно что. Дружба же строится не только на взаимно выгодном торговом сотрудничестве, но и на идеологической симпатии, на близости во взглядах на жизнь и взаимопонимании. Именно потому, что на постсоветском пространстве имеет место идеологическая разноголосица, построить Азиатское Экономическое Сообщество, наподобие ЕЭС, с единой конвертируемой валютой, не получится! Страны не симпатизируют друг другу, относятся к соседям с подозрением, а то и с откровенной враждебностью. Они не видят общих целей. Какие тут могут быть отношения?
(продолжение следует...)