Перышкин приводит примеры сил:
1. Силу тяжести он связывает с явлением тяготения. Делает вывод: «Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.»
Причиной силы притяжения он считает взаимодействие масс ы Земли с массой тел, источником силы названа масса Земли, а величина массы тела определяет величину силы тяжести.
2. Сила упругости. Её учебник необоснованно объединяет с весом тела.
Учебник определяет, что «Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес, называется весом тела.» и уточняет: «Следует различать силу тяжести, действующую на тело, и вес тела. Сила тяжести действует на само тело, а вес этого тела действует на опору или подвес.»
При определении веса не упоминается ещё одна сила, но это позже.
Сила упругости связывается с деформацией тела. (подробности в учебнике) Она отличается от силы тяжести и веса тела.
Причиной и источником силы упругости является деформация тела.
3. Сила трения.
Учебник определяет: «Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.
Сила трения – это ещё один вид силы, отличающийся от рассмотренных ранее силы тяжести и силы упругости.
Одной из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел. Даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности, бугорки и царапины.
Другая причина трения – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
Возникновение силы трения обусловлено главным образом первой величиной, когда поверхности тел шероховаты. По если поверхности тел хорошо отполированы, то при соприкосновении часть их молекул располагается так близко друг к другу, что заметно начинает проявляться притяжение между молекулами соприкасающихся тел.
При скольжении одного тела по поверхности другого возникает сила трения, которую называют трением скольжения. Например, такое трение возникает при движении саней и лыж по снегу.
Если же одно тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют трением качения. Так, при движении колёс вагона, автомобиля, при перекатывании брёвен или бочек по земле проявляется трение качения.
Силу трения можно измерить. Например, чтобы измерить силу трения скольжения деревянного бруска по доске или по столу, надо прикрепить в нему динамометр и равномерно двигать брусок по доске, держа динамометр горизонтально. Что при этом покажет динамометр? На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы – сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения, и сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то это значит, что равнодействующая этих двух сил равна нулю, т. е. эти силы равны по модулю, но противоположны по направлению. Динамометр показывает силу упругости (силу тяги), равную по модулю силе трения.
Таким образом, измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы измеряем силу трения.
Если на брусок положить груз, например, гирю, или нажать брусок рукой и измерить по описанному выше способу силу трения, то она окажется больше.
Чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем больше возникающая при этом сила трения.
Положив деревянный брусок на круглые палочки, можно измерить силу трения качения. Она оказывается меньше силы трения скольжения. Таким образом, при равных нагрузках сила трения качения всегда меньше силы трения скольжения. Именно поэтому люди ещё в древности применяли катки для перетаскивания больших грузов, а позднее стали широко использовать колесо.»
Разновидностью силы трения является трение покоя. Объяснение этой силы дано в учебнике.
Следовательно, причина сил трения – чистота поверхности тел, источник – сила, прижимающая тело к поверхности.
Уже из учебника Перышкина следует, что каждая сила имеет свои причины и свои источники.