По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон - на черепахе; когда же индуса спрашивали: "А на чем же держится черепаха?" - тот отвечал: "Давайте поговорим о чем-нибудь другом". И впрямь, аргумент первопричины ничуть не лучше ответа, данного индусом. Ведь нет никаких
оснований считать, что мир не мог возникнуть без причины; с другой стороны, нет никаких оснований считать, что мир не мог существовать вечно. Нет никаких оснований предполагать, что мир вообще имел начало. Представление о том, что вещи обязательно должны иметь начало, в действительности обязано
убожеству нашего воображения. Поэтому, пожалуй, мне нет нужды более тратить время на разбор аргумента первопричины.
(Б. Рассел "Почему я не христианин" Отрывок)
*
Можно и "Почему я не мусульманин" и т.д.
*
Рассел. Ну, разумеется, вопрос "Существует ли причина мира?" осмыслен. Но если вы скажете "Да, бог есть причина мира", вы будете употреблять слово "бог" как имя собственное, и тогда "бог существует" не будет утверждением, которое является осмысленным. Такова моя позиция. Ведь тогда получается, что
суждение о том, что нечто существует, никогда не может быть аналитическим.
Предположим, например, что вы берете в качестве субъекта "существующий круглый квадрат". Тогда суждение "существующий круглый квадрат существует"
будет похоже на аналитическое суждение. Однако круглого квадрата не существует.
Коплстон. Конечно нет. Но тогда, разумеется, вы не можете сказать, что он не существует, пока у вас нет понимания того, что такое существование. Что касается фразы "существующий круглый квадрат", то я должен сказать, что она совершенно бессмысленна.
Рассел. Совершенно с вами согласен. Но я сказал бы то же и о "необходимом существе".
Коплстон. Да, мы, кажется, зашли в тупик. Утверждение, что необходимое существо - это такое существо, которое должно существовать и не может не существовать, имеет для меня вполне определенный смысл. Для вас оно бессмысленно.
Рассел. Думаю, мы еще можем немного продолжить обсуждение этого вопроса. Существо, которое должно существовать и не может не существовать,- это для вас конечно же существо, сущность которого предполагает
существование.
(Бертран Рассел Существование бога The existence of god
Диспут между Расселом и отцом-иезуитом Ф. Коплстоном, переданный по радио в 1948 г. Отрывок)