…Гарри Гопкинс, близкий друг Рузвельта и его личный посланник по особо важным делам, от имени президента поставил перед нами вопрос о роспуске Коминтерна и о примирении с русской православной церковью. По его словам, это необходимо, чтобы снять препятствия со стороны оппозиции в оказании помощи по ленд-лизу и обеспечить политическое сотрудничество с США в годы войны. Эти неофициальные рекомендации были приняты Сталиным еще в 1943 году и создали дополнительные благоприятные предпосылки для встречи в Тегеране, а затем в Ялте.

Судоплатов П.А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы.

Автор Тема: К вопросу о религиозности в России XIX века.  (Прочитано 1027 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Обещанная тема.

Как известно, до 1905 года в России официально нельзя было быть неверующим (даже террорист в камере смертников продолжал считаться православным, и к нему приходил поп; интересна картина Репина "Отказ от исповеди"

Разумеется, категорически (под угрозой уголовной ответственности; интересно как верующие мои оппоненты оценят эту юридическую меру?) запрещалось переходить из православия в другую конфессию, а равно из любой христианской конфессии (например, из католицизма) в нехристианскую.  Вероисповедание было записано в документах.  Кстати, Ленин и Крупская тоже венчались в Шушенском.

Однако, если внимательнее посмотреть на русское православие в XIX веке, картины всеобщей религиозности не вырисовывается. В 1859 году духовным ведомством было проведено обследование религиозной жизни в среде 51474 тысяч православного населения Российской империи на тот момент (Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т 2. М.,1994, с 200). Оказалось, что причащаются и исповедуются (т.е. ведут хоть какую-то религиозную жизнь) только 35081 тысяча человек – т.е. 68% от заявленного числа людей из "традиционно-православных" народов. Из числа остальных 16393 тысяч человек, 3417 тысяч не исповедовались и не причащались «по небрежности». 763 тысячи признаны скрытыми раскольниками, а 2197 тысяч исповедуются, но не причащаются. Но даже за вычетом 3 млн. раскольников и 3,4 млн. «забывчивых» все равно во времена Тургенева и Достоевского 10 млн. человек в России (13% всего населения России на тот момент) были вне РПЦ и, скорее всего, вне религии. В этом отношении 44% неверующих и атеистов 80 лет спустя (по переписи 1937 года) отнюдь не кажутся фантастическими.
А нам пудрят мозги насчет всеобщей религиозности в XIX веке. Как не стыдно?
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Большой Форум

Загрузка...

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Re: К вопросу о религиозности в России XIX века.
« Ответ #1 : 28 Сентябрь 2012, 22:24:21 »
Кстати, современная религиозная статистика выглядит следующим образом:

http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_11/IssWWW.exe/Stg/d1/02-08.htm

По состоянию на 1.1.2010 года в Российской Федерации зарегистрировано 22176 религиозных организаций приходского уровня. В т.ч.
РПЦ (МП) – 12158.
Другие православные церкви – 97.
Старообрядческие церкви – 268.
Римско-католическая церковь – 218.
Греко-католическая церковь – 4.
Армянская апостольская церковь – 70.
Ассирийская Церковь Востока – 2.
Исламские организации – 3963.
Буддийские организации – 196.
Иудаистические организации – 277.
Баптисты – 812.
Христиане веры евангельской – 247.
Евангельские христиане – 633.
Апостольские христиане – 24.
Пятидесятники – 1284.
Христиане –трезвенники – 5.
Адвентисты – 584.
Лютеране – 213.
Новоапостольские – 60.
Методисты – 102.
Пресвитериане – 167.
Армия Спасения – 9.
Меннониты – 6.
Прочие протестанты – 65.
Мормоны – 52.
Муниты – 6.
Бородичники – 19.
Молокане – 21.
Кришнаиты – 70.
Бахаи – 16.
Даосы – 2.
Сикхи – 1.
Традиционные верования («язычество») – 19.
Прочие религиозные общины – 506.

Понятие «приход» очень условно. К таковым могут относиться и микроскопические организации с несколькими (в лучшем случае, с несколькими десятками) членами, и крупные молитвенные здания, периодически посещаемые несколькими тысячами прихожан. Более-менее адекватно соотношение количества верующих и количества приходов в мусульманской среде. Если (согласно последним опросам) мусульман в России – 5% - т.е. 7 млн., получается, что на 1 приход приходится 1800 верующих, из которых активных прихожан едва ли по 400-500 на одну мечеть. Что касается официального православия, то, учитывая, что лишь 14 млн. человек в настоящее время являются активными прихожанами, на одну церковь приходится до 1200 прихожан. Остальные религиозные приходы сосредотачивают не более 200-300 прихожан, а протестантские и иудаистические и того меньше.
Для сравнения, в конце XIX Российская Православная Церковь насчитывала более 40 тысяч приходов, а в 1914 всех церквей и часовен было 77767 (http://www.goldentime.ru/nbk_22.htm). Общая численность православных в России на этот момент (за вычетом старообрядцев и убежденных атеистов) простиралась до 90 млн. человек, что интересным образом дает почти ту же цифру – 1150 прихожан/церковь – что и современные данные по приходскому активу. Из этого следует, что в настоящее время 12 тысяч приходов РПЦ(МП) вполне адекватны количеству верующих. Упадок практической религиозности в Русской православной церкви по сравнению с 90-ми годами XX века отметил в 2003 году патриарх Алексий II: «Храмы пустеют. И пустеют не только из-за того, что увеличивается количество храмов» (Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, Приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятелям ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 23 декабря 2003 года // Церковный вестник, 2003. — № 1 — 2, стр. 17).
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн Потомок

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 20396
  • Страна: us
  • Рейтинг: +932/-1706
  • мухи хотели мёда, но вокруг было только говно...
Re: К вопросу о религиозности в России XIX века.
« Ответ #2 : 28 Сентябрь 2012, 23:24:56 »
Владимир, а как вы представляете презумпцию невиновности в плане того, что неверующие, как то должны искать оправдание своего неверия?
Скажем, я публично высказался, что не верю в то, что верят верующие. Статья 51, Конституции РФ, которая отделена от религии, сможет в суде меня отмазать?
ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ НАХОДЯТСЯ РЯДОМ. НЕ ПОЛЕНИТЕСЬ ИХ РАССМОТРЕТЬ
Прекращаю демонстрацию игнориков. Они, как тараканы, - я их вижу, а они меня игнорируют. Слава игноренцам! Уррряя....

Оффлайн Inika

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 2742
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +181/-325
  • Пол: Женский
Re: К вопросу о религиозности в России XIX века.
« Ответ #3 : 29 Сентябрь 2012, 09:05:17 »
 Вряд ли возможно кого-то преследовать за неверие. Преследовать можно за оскорбления, хулиганство, клевету и т. п . Но, как мне кажется, атеисты могут со временем оказаться  в невыгодном положении, в том смысле, что им будут меньше доверять, чем верующим, при условии равного профессионализма. Имхо. Может появиться целый слой "условно верующих". Вряд ли это хорошо.
« Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2012, 10:57:32 от Inika »
Да любите друг друга, чтобы выжить и жить, потому что ненависть только убивает.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Re: К вопросу о религиозности в России XIX века.
« Ответ #4 : 29 Сентябрь 2012, 09:39:35 »
Владимир, а как вы представляете презумпцию невиновности в плане того, что неверующие, как то должны искать оправдание своего неверия?
Скажем, я публично высказался, что не верю в то, что верят верующие. Статья 51, Конституции РФ, которая отделена от религии, сможет в суде меня отмазать?
Если Вас захотят посадить, Вам сам папа римский не поможет.  А якшо ни, то ни. :)

Вот сейчас, допустим, придет к власти здравомыслящее правительство, которое - нет, не будет никого "гнать" (хотя слово "гонения" понимается весьма широко) - а просто поставит РПЦ в равные условия с другими религиозными организациями (не выходя за пределы конституции). Они ж будут выть, как цепные псы, что все, конец света, гонители, хулители, сатанисты, продали русский народ марсианам и т.д. Почему все "забыли", что РПЦ в 1918 предала советскую власть анафеме и - где могла - ей вредила, как могла? Почему Советы должны были вдруг воспылать любовью к этой организации? И ответьте, пожалуйста (это уже вопрос всем верующим), на простой вопрос: если бы этот патриарх Заставьдуракабогумолитвенский вдруг вот сейчас вышел на марш несогласных и предал Путина и всех его товарищей анафеме - что будет дальше? Только честно? Разумеется, вы мне ответите, что "такого не бывает", и по своему будете правы, потому что конформизм руководства РПЦ зашкаливает. Но какая-то часть недовольных будет. Представляете, что они будут рассказывать о "безбожной власти"?
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Оффлайн ladimir

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 3500
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +200/-63
  • Пол: Мужской
Re: К вопросу о религиозности в России XIX века.
« Ответ #5 : 29 Сентябрь 2012, 09:45:53 »
Вряд ли возможно кого-то преследовать за неверие. Преследовать можно за оскорбления, хулиганство, клевету и т. п . Но, как мне кажется, что атеисты могут со временем оказаться  в невыгодном положении, в том смысле, что им будут меньше доверять, чем верующим, при условии равного профессионализма. Имхо. Может появиться целый слой "условно верующих". Вряд ли это хорошо.
Я вас спросил о том, поддерживаете ли вы уголовную ответственность за выход из православия, существовавшую в законодательстве Российской империи.  Вы, как я понял (правильно?) эти меры не поддерживаете.  Значит, проводите антирусскую политику.

P.S.  Термин "оскорбление" всегда трактуется всеми в свою пользу (особенно людьми перманентно обидчивыми).

P.S.S.  В современной российской юридической практике едва ли 0,01% случаев оскорбления чести и достоинства попадает в суд (не любим мы судиться в принципе).  Думаю, и с чувствами верующих будет то же самое.

P.S.S.S.  В связи с такой правовой культурой русского народа (избегающей судебных тяжб) можно удобоваримо объяснить "массовые репрессии" 30-х.  Это как раз попытка довести все дела до суда.
Если нам говорят, что атеист теряет вечную жизнь, мы ответим: лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

Большой Форум

Re: К вопросу о религиозности в России XIX века.
« Ответ #5 : 29 Сентябрь 2012, 09:45:53 »
Loading...