НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: "ОБИДА КАК АРГУМЕНТ В СПОРЕ".
Эпиграф:
В одной из школ Великого Княжества Рязанского на уроке мужества 1 сентября приглашенный священник Свято-Богородской Церкви и председатель Православно-Патриотического Общества «Маранафа» заявил, что во время Великой Отечественной войны Британия и США были союзниками немецко-фашистской Германии и все они хотели приобщить Рязань к развлекательной рок-музыке, ввести уроки светской этики в школе и заменить православие обновленчеством и живоцерковничеством. Учитель истории возразил настоятелю, что Британия и США не были союзниками Германии в Великой Отечественной войне. Священник страшно обиделся и пожаловался на учителя директору школы, обвинив его в растлении отроков.
Булат В.В. Путешествия Максима или Искренность.
Собственно, этот эпиграф обрисовывает в общих чертах роль обидчивости в теоретических и иных спорах. Человек городит полную ахинею, собеседники доводят об этом до его сведения, иной раз и не вполне "уважительно" (впрочем, что вообще может быть уважительного в том, что человеку сообщают о полной ошибочности его утверждений? уважение требует полного и безоговорочного согласия со всем, что уважаемый изречет), и тем самым наносят ему ОБИДУ. Это как удар плетью по лицу. Человека (того, что нес ахинею) всего перекособочивает, они убит, замучен, зарезан, предан, окружен врагами. Тут уже не до каких-то дискуссий. надо спасать его от последствий обиды (а черт его знает, руки на себя наложить может).
Откуда берутся обидчивые? Чтобы не блуждать по джунглям психопатологии, ограничимся общим планом: как правило люди успешные (плюс-минус) менее обидчивы, чем неудачники. Всяческие "страдальцы" также обнаруживают большую склонность к обидчивости, чем люди, которым все давалось слишком легко (поэтому особенные "страдальцы" опасны для общества). Целый психотип - меланхолики - имеет повышенную склонность к обидчивости. Если хоть раз потакать манере поведения обидчивого, он начнет (причем, как правило, совершенно неосознанно) действовать в том же духе и впредь. Просто потому, что это будет казаться самым простым способом достижения цели, как иной ребенок знает, что если он упадет на пол в Детском мире, засучит ногами и заорет, родители купят ему любую игрушку. Да, обидчивость - инфантильная черта. Причем, подобная реакция становится неким рефлексом, вне зависимости от одушевленности или неодушевленности обидевшего. Известный анекдот Геродота о персидском царе, высекшем море, имеет самое прямое отношение к обидчивому. Моря он, может сечь и не будет, но обидится точно. На все: на дождь. на землетрясение, на взрыв Сверхновой. Это уже привычная реакция. Но обратите внимание на образ действий обиженного: будучи обиженным, для него важно прежде всего объявить во всеуслышанье: меня обидели! И тут же прекратить какую бы то ни было деятельность. Он говорит окружающим: вы обидели меня - вам и решать мои проблемы, а я посмотрю, как у вас это получится; вы в ответе за того, кого обидели! Ну и что, что обиженный утверждал: танк Т-34 - это на самом деле самолет? Тот, кто его обидел, теперь обязан его утешить и сам доказать, что самолет.
Вот таким бедным, беззащитным и беспомощным шествует обиженный по жизни. Кто-то сболтнул (я полагаю, какой-нибудь глупый журналист), что "На Руси обиженных любят". И пошло и поехало! Количество жертв стало расти в геометрической прогрессии.
Теперь можно было говорить и писать любую хрень, важно только в конце прозрачно намекнуть, что те, кто с этой хренью изволит не соглашаться, - агенты и заговорщики, дешевые провокаторы, и все они замыслили ОБИДЕТЬ говорящего и пишущего хрень. А поскольку у обидчивых людей мания величия всегда больше, чем у необидчивых (равно как и полностью отсутствует чувство юмора: ведь любая шутка в адрес обиженного может быть завуалированным оскорблением: такой вот заговор против обиженного), то себя бедного и оскорбленного они запросто идентифицируют максимум со всем человечеством, минимум с некоей социальной, национальной, религиозной (особенно, религиозной!) группой. И он уже не просто жертва, а жертва за все человечество (с которым он уравнивает оскорбленную группу). И Мировая Справедливость (разумеется, она на стороне обиженного, как золотая рыбка, которая на посылках у пушкинской старухи - подписала бессрочный контракт с обиженным) должна восторжествовать. А пока ему - обиженному - надо сидеть и пережевывать свои обиды. А если Мировая Справедливость не на стороне обиженного, он и на Мировую Справедливость ОБИДИТСЯ. ОБИДИТСЯ!
Как-то не получалось у меня особо дружить с обидчивыми людьми. Хотел - не хотел, очень скоро я наносил им ужасные обиды. И мы ссорились.
Да и не только у меня такая картина.
Как реагировать на обиды? Никак. Если человек считает Кура и Аракса царями скифо-евреев (см. выше), это не наша, а его проблема. Пусть хоть сдохнет от обиды, решать его проблему мы не должны.
И без них проблем много.