Увы, я сейчас не назову, наверное, ни одной фамилии и ни одного источника. Я попросту физически лишён возможности копаться в своих старых записях и архивах. Одно я могу сказать точно: сказанное ниже придумал не я. Ни одной мысли из этого мне ни принадлежит. Всё это было опубликовано скопом и вразнобой на страницах совершенно открытых западных источников, включая такие солидные издания, как "Foreign Affairs" (там особенно интересной была библиография).
Кто помнит начало 90-х, не даст соврать: тогда умы экспертного политологического сообщества Запада были заняты двумя проблемами, которые назывались так – "распад СССР" и "распад Югославии". Проблемы старались осмыслить всерьёз, стратегически, концептуально. И приходили к примерно таким выводам.
Мы переживаем особые времена. Исторически конец 20 в. знаменует собой вторую эпоху "Великого Отказа". Имеется в виду отказ от так называемых "больших проектов" идеологического или религиозного характера. Первая эпоха случилась примерно за семь десятилетий до этого и сопровождалась всеобщим крахом многонациональных христианских монархий, этих "архаических структур" цивилизации. Однако на смену им пришли не менее идеологизированные проекты – коммунистический, нацистский, маоистский, проект "многонационального народа" (послевоенная Индия), баасистский (арабский национал-социализм) и т.п. Главная беда этих проектов, по мнению западных исследователей, состояла в том, что они объединяли массы населения по внеэкономическим и вненациональным признакам. Иными словами, они подавляли (будучи по своей природе "тотальностями", "нечеловеческими сущностями") два типа идентичности: деловую и национальную. Которые, как считали авторы концепций "Великого Отказа", в общем-то, взаимосвязаны.
Точнее, национальная компонента ничуть не лучше других "тотальностей", но с ней ничего не сделаешь. Человек рождается на свет в определённой национальной среде – то есть говорит на некоем языке. И тут ничего не сделаешь, даже если этот язык будет единым для всех. Всё равно это будет нация, хоть и единая. У такого подхода есть и ещё один аспект, связанный с национальным распределением экономической активности, но я его здесь затрагивать не буду.
"Великий Отказ" - это окончательный переход к чисто экономическим методам взаимодействия людей. Язык рынка понятен для всех и всех уравнивает. Поэтому только он абсолютно справедлив. Всё остальное, все идеологии и религиозные учения – это "историцизм", который немедленно делит людей на "высших" и "низших". Терпима, по большому счёту, только такая религия, которая полностью идентична понятию "нация".
Путь "Великого Отказа", в общем, понятен и открыт. Сначала рушатся архаические империи, потом – модернистские идеологические конструкты вроде Советского Союза. Затем приходит черёд и вообще любых многонациональных государств, объединённых чем-то кроме экономических интересов. Таким государством, к примеру, была Югославия (о какой идеологии там могла идти речь?).