На пресс-конференции в Финиксе, призванной продемонстрировать его компетентность во внешнеполитической сфере, сенатор Джон Маккейн резко раскритиковал недавние российские выборы, намного превзойдя по накалу реакцию Белого дома и своих оппонентов из Демократической партии, которые высказались на эту тему ранее.
По словам сенатора Маккейна, очевидно, что эти выборы «не прошли бы «проверку на дурной запах» в любой стране, где демократия худо-бедно работает». «Результаты выборов были явно подтасованы, оппозиция подверглась гонениям, и это печально», — сказал он.
Это намного превосходит реакцию Белого дома. На вопрос, считает ли президент Буш российские выборы свободными и справедливыми, пресс-секретарь Белого дома Гордон Джондроу просто заявил, что Медведев отныне новоизбранный президент и Буш рассчитывает на работу с ним. Джондроу добавил, что Буш подождет отчета наблюдателей за выборами, прежде чем выносить свою оценку.
На вопрос, что он предпринял бы ввиду проблемы с Россией, если бы был президентом, сенатор Маккейн вновь призвал ведущие державы, входящие в G8 (ее члены — Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Россия, Великобритания и США), исключить Россию из этой ассоциации. «Основа G8 — тот факт, что ее членами являются различные страны, разделяющие идею открытой и свободной экономики, открытого и свободного общества и открытых и справедливых выборов», — сказал он.
Маккейн также сказал, что на место России в «восьмерку» следует пригласить Индию и Бразилию.
The Wall Street Journal отмечает, что кандидаты в президенты часто занимают более жесткую позицию по сравнению с действующими президентами: так, в 1992 году Билл Клинтон осудил тогдашнего президента Джорджа Буша за слишком мягкое отношение к Китаю после того, как китайские власти подавили акцию протеста на площади Тяньаньмэнь. Высказывания сенатора Маккейна особенно выделяются потому, что он превосходит по жесткости президента, представляющего его собственную партию, указывает издание.
Иногда кандидаты, произносящие суровые речи, после вступления в должность смягчаются. Члену Сената проще критиковать власти иностранных государств, чем президенту.