Запад стал заложником собственных интриг и обмана
Автор напоминает: 2 сентября президент США Барак Обама усадил в Вашингтоне за один стол израильского премьера Биньямина Нетаниягу и председателя палестинской автономии Махмуда Аббаса, чтобы обсудить урегулирование давних взаимных претензий. Переговоры возобновятся в Египте на этой неделе, присутствовать на них будут также госсекретарь США Хиллари Клинтон и спецпосланник Обамы на Ближнем Востоке Джордж Митчелл. "И хотя все мы сознаем, как много причин для пессимизма, наблюдатели замечают, что на сей раз в воздухе запахло оптимизмом", - пишет автор.
История, однако, показывает, что воздух – материя тонкая, продолжает Шнир, подразумевая даже не 62-летнюю историю с ее спорадическими погромами и терактами, известными большинству из нас. Для лучшего понимания того, что может или не может произойти в ходе переговоров, следует оглянуться в еще более далекое прошлое, до 1948 года.
В ноябре 1917 года, на пике Первой мировой войны, когда победа была под вопросом, правительство Великобритании огласило Декларацию Бальфура, пообещав поддержать создание в Палестине национального очага для еврейского народа. Сегодня считается, что именно тогда был заложен первый камень в фундамент современного государства Израиль. Но это только один аспект гораздо более широкомасштабной политики, отзвуки которой доносятся до нас по сей день.
Британские лидеры издали декларацию, чтобы получить во время войны поддержку от евреев. Невероятно, но они были убеждены, что именно евреи контролируют американские финансы и российский пацифизм. Иными словами, в Британии в 1917 году считали, что американские евреи могли бы вовлечь свою страну в войну, а российские евреи могли бы не допустить выхода России из войны. Они также считали, что подавляющее большинство евреев – сионисты, которые наверняка пожелают вернуться на свою историческую родину. При поддержке "международного еврейства", думали британцы, больше шансов повергнуть Германию. Вот почему они предложили евреям крупную взятку в виде знаменитой Декларации Бальфура.
Британские лидеры подкупили также и арабов, продолжает Шнир, являющийся автором книги "Декларация Бальфура: природа арабо-израильского конфликта". Они опасались, что османский султан, являвшийся также халифом (с точки зрения ислама), объявит джихад против англичан. Затем восстанут против своих империй мусульмане в Южной Азии, Египте и Судане.
С другой стороны, британцы понимали: если второй по важности исламский авторитет – Шариф Хусейн ибн Али из Мекки, поддержит британцев в их борьбе с Оттоманской империей, это ослабит призыв к священной войне (джихаду). В серии известных писем генеральный консул Британии в Каире сэр Генри МакМахон обещал поддержать создание независимого арабского королевства в Сирии, Ливане, Аравии и Месопотамии. Остается неясным, что обещал МакМахон Палестине, однако бесспорно другое: он дал понять Шарифу Хусейну, что и такие обещания были им даны.