Терроризм, рожденный на Западе
По результатам исследования, 70% членов "Аль-Каиды" - выходцы из Западной Европы и Америки…
Принято считать, что исламский терроризм и террористы, объявившие войну Америке, Израилю и Европе, являются чем-то чуждым Западной цивилизации, атакующим ее извне. Исследование профессора Марка Сейджмена свидетельствует об обратном – терроризм есть порождение Запада. Причем не только как ответная реакция традиционного мусульманского общества, не желающего плавиться в капиталистьном космополитическом котле, но географически и культурно, как продукт западной глобализации. Обзор исследования был опубликован на сайте Игоря Хохлова "Национальная Безопасность".
Марк Сейджмен, профессор социологии Пенсильванского университета, советник правительства США по борьбе с терроризмом, представил на международной конференции в Вашингтоне свой доклад, основанный на анализе 382 досье террористов, имеющих прямое отношение к сети, именуемой "Аль-Каидой", тесно связанных с Усамой бен Ладеном, аль-Завахири, аль-Рашиди, египетской группой "Исламский джихад", "Джемайа Исламия" и филиппинской "Абу Сайаф".
Анализ Сейджмена был сосредоточен на тех, кто действуют глобально и не привязаны к какой-либо конкретной территории и не включал чеченцев, палестинцев, кашмирских боевиков, т.е. тех, чьи акты террора направлены против собственных правительств. Сейджмен называет исследуемых им террористов членами социального движения так называемого "Глобального джихада салафи". Салафисты (чаще их называют ваххабитами) отстаивают самую буквалистскую и жесткую интерпретацию Корана и враждебно относятся к поздним богословским осмыслениям, которые рассматривают как еретические отступления от изначального пророческого послания.
Сейджмен считает, что есть смысл выделить "Глобальный джихад салафи" как одну из главных стратегий исламского джихада. Впервые она была публично озвучена Усамой бен Ладеном в его фетве 1996 года, в которой он назвал приоритетной борьбу с "дальним врагом", то есть с Западом и, в особенности с США и Израилем. После поражения "дальнего врага" джихад должен распространиться на "врага ближнего", на собственные продажные правительства, существующие лишь благодаря западной поддержке.
Бен Ладен призвал к нанесению врагу максимально возможного ущерба, то есть к тому, чтобы говорить с Западом на языке насилия, на том единственном языке, который Запад, по мнению Бен Ладена, понимает. При этом в качестве основного инструмента джихада он выбрал "мученические операции" смертников.
По мнению профессора Сейджмена, к последователям бен Ладена не подходят ярлыки злых религиозных фанатиков. Это хорошо образованные, состоятельные, космополитичные, женатые, работающие профессионалы, не страдающие психическими заболеваниями. Сейджмен, упоминая расхожие мнения о террористах, изображающие их как совершенно чуждых западной культуре, заявил, что "к сожалению, они от нас не отличаются".
Представление, что бедность является основным стимулом, позволяющим рекрутировать новых членов в террористическую сеть, по мнению Сейджмена, мягко говоря, упрощает картину. Большинство членов "Аль-Каиды" принадлежит к среднему и высшему классу: 17,6 % – к высшему классу, 54% – к среднему, 27,5% – к низшему классу. Лишь 16,7 % имеют неоконченное среднее образование, 12,1% – среднее, 28,8% обучались в колледже, а 33% окончили колледж, 9% имеют ученую степень. Вопреки распространенному мнению, что вербовка членов террористических групп происходит в фундаменталистских исламских школах, лишь 9,4% террористов имели религиозное образование, все остальные – исключительно светское.
Среди членов сети не было обнаружено ни безработных, ни бродяг, пришедших к террору в поисках денег или славы. Их можно скорее охарактеризовать как квалифицированных профессионалов при хорошей работе: 42, 5% – врачи, юристы, учителя и пр., 32,8% – профессионалы средней квалификации и только 32,8% не имеют специальной квалификации. Причем к последней категории принадлежат в основном арабы, выходцы из Магриба (Марокко, Алжир и Тунис). ///