Неужели в Киеве того времени иудеи преобладали?
Самое раннее свидетельство проживания в Киеве евреев (очевидно, хазарских) — так называемое Киевское письмо: адресованный еврейским общинам мира призыв собрать средства для помощи киевлянину
Я‘акову бар Ханукке (10 в.). Поселением киевских евреев было, возможно, урочище Козары (см. Хазария) у впадения реки Почайны в Днепр, упоминаемое в записи Ипатьевской летописи за 945 г. В другой записи говорится, что в 986 г. к князю Владимиру прибыли евреи из Хазарского каганата склонять его к обращению Руси в иудаизм. В новых городских стенах (закончены в 1037 г.) имелись Жидовские ворота, к которым примыкал еврейский квартал (см. Кварталы еврейские). Летописец Нестор (около 1080 г.) в «Житии... Феодосия» (основателя и игумена Киево-Печерского монастыря) рассказывает, что тот посещал по ночам евреев и вел с ними религиозные споры. В еврейских источниках упоминаются холхей Русия (`идущие в Русь`), видимо, участвовавшие в 12 в. в торговле между Востоком и Западом, шедшей через Киев.
Члены еврейской общины вели денежные операции и, очевидно, были связаны с княжеским двором. Биньямин из Туделы в 1173 г. назвал Киев «великим городом». Евреев Киева посещали
Птахия из Регенсбурга, с родным городом которого они вели интенсивную торговлю,
Ицхак бар Дорбело (12 в.) и, возможно,
Эли‘эзер бен Натан из Майнца (1090? – 1170?) — сподвижники
Я‘акова бен Меира Тама. С последним поддерживал связь, а возможно, и учился у него
рабби Моше, который жил в Киеве в 12 в. и переписывался с
Шмуэлем бен Али ха-Леви (умер, по-видимому, в 1194 г.), главой иешивы в Багдаде.
http://www.jewishencyclopedia.ru/article/12072