Дмитрий Мотовилов:
Как совместить статус материалиста с математической идеализацией материального поля?
Не на секунду не забывать, что математика - всего лишь один из способов построения информационной модели реальности в наших головах. Очень универсальный, но и не менее прямолинейный. В этом и ее сила, но в этом и ее недостаток.
Идея о возможности "абсолютной математизации" реальных явлений сродни идее о "выведении формулы лица человека". Мы легко узнаем знакомое лицо среди тысяч других - и при этом не пользуясь никакими формулами.
Примерно по тому же принципу работает физический опыт, дающий понимание физического смысла и физических закономерностей в сложных явлениях. Только при наличии такого понимания возможно в принципе ставить задачу математике о формализации понятых закономерностей. И когда такая формализация приводит к неодносначностям - решать, какое их возможных решений соответствует реальности.
Самый наглядный пример - при появлении двух корней квадратного уравнения один из них, обычно, отбрасывают как "не имеющий физического смысла".
Михаил Гонца:
Нужно постараться вначале дать лучшее словесное описание и только после этого приняться за математизацию.
Некоторые "мудрецы" делают наоборот и тем самым подменяют реальность своими надуманными неправильными представлениями.
Тут скорее не последовательный процесс "сначала-потом", а параллельный. А различие - в смысловых приоритетах.
Сейчас математика навязывает свои правила физическому осмыслению. Отказ от здравого физического смысла стал даже главным "брендом" современной физики. Даже попытки вернуть приоритет физическому смыслу осмеиваются "знатоками" с причислением их к разряду "кухонных рассуждений" и "философии".
Дайте, мол, формулы - тогда будет о чем говорить.
Привыкли к потребительскому иждивенчеству - черпать готовые формализованные ответы из учебников. А умение борзо манипулировать вычислениями считают достаточным для причисления самих себя в число знатоков физики.