Многие историки древности в своих трудах упоминают о славянах и русах, называя их скифами, сарматами, венедами, не делая отличия между этими понятиями. Так, византийский историк Х в. Лев Диакон, писавший о походах Святослава, неоднократно применяет слова-синонимы «русы, скифы, славяне».
В «Естественной истории» Плиния Старшего, жившего в I в. н.э. говорится: «IV.97. Некоторые писатели передают, что эти местности вплоть до реки Вистулы (Вислы) заселены сарматами, венедами, скифами, гаррами».
Корнелий Тацит в I в. н.э. в труде «О происхождении германцев и местоположении Германии» размышляет, к каким народам (германцам или сарматам) отнести певкинов, венедов и феннов, имеющих с ними схожий образ жизни, оседлость, речь и жилища. Отличие сарматов только в одном: проводят всю свою жизнь в повозках или на коне.
В «Руководстве по географии» Клавдия Птоломея во II в. н.э. сообщается: «Сарматию занимают очень большие племена: венеды вдоль всего Венедского залива…» К слову сказать, что на картах того периода Сарматия находится на территории современной ФРГ.
Иордан в описании войны остготов с антами в конце IV – начале V вв. н.э., упоминая имена вождей, называет их имена, которые ничем не отличаются от славянских: готский вождь Винитарий, скорее всего, - Венет Арий, племянница его – Вадамерка.
Прокопий Кесарийский, описывая быт и нравы славян и антов в VI в., находит полное совпадение по языку и нормам поведения обоих народов: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы… Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания… У тех и у других один же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый без всяких удобств, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте соблюдают гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли… «рассеяными».
Думаю, что здесь присутствует домыслы автора и обыгрывание на свой манер слова «расены», как и у Клавдия Птоломея со словом «Сарматия», которую занимают многочисленные племена. Свои родные места все народы называют именами в мужском и женском роде, соответствующие словам «отчизна» и «Родина». Ранее эти слова в русском языке звучали иначе: отчина-вотчина, а «С ар маты» не более чем «С земли материнской» «царь-маты», указующее на верховную власть женщин, что подтверждается многочисленными историческими трудами.