Князь Мал
Привилегии Добрыни в первый новгородский период имели,однако, значение не только для будущего,они бросали свет и на прошлое Добрыни. Чтобы иметь возможность занять положение столь высокое, здраво рассуждал Прозоровский , Добрыня должен был,сообразно понятиям X века, родиться княжеским сыном! Действительно, по понятиям эпохи (и не только X века, но и всего средневековья), высокая родовитость была для правителей вещью немаловажной.Невероятно высокое положение Добрыни при Святославе - не только веский аргумент, указывающий на законный брак Святослава с сестрой Добрыни. Оно указывает, бесспорно, и на родовитость Добрыни, Малуши и их отца. Действительно, если Малуша, чтобы стать княгиней, женой Святослава,должна была быть урожденной княжной, значит, и отец ее был вовсе небезвестный житель Любеча, а прирожденный князь, что отлично согласуется с загадкой стремительного возвышения Добрыни еще в 970 году и вполне способно ее объяснить. Таким образом, парадоксы в положении Добрыни и Малуши указывали Прозоровскому не только на законный брак Святослава с Малушей, но сверх того еще и на династический брак! Святослав вступал в брак не с рабыней, не ронял своего княжеского достоинства, нет, он роднился с другой княжеской династией...Советская исследовательница былинного эпоса Т. Н. Кондратьева сжато формулирует социальное положение былинного Добрыни следующим образом:"Добрыня... в разных вариантах былин то боярин, то князь" [3]. Заметьте,князь. Былина знает, что Добрыня - князь. Но, значит, и отец его был князем -то есть в былине наличествует та же логика, которую обнаружил относительно Малуши в летописях Прозоровский.Перед Прозоровским возник вопрос: если Малуша княжна,то как она попала в рабство? А в рабынях она, несомненно, побывала."Несмотря на такое значение этой фамилии, Малуша, по отзыву Рогнеды, была раба" [2], - писал ученый. (Рогнеда - дочь князя Полоцкого, к которой в 980 году сватались одновременно Владимир и Ярополк. Рогнеда отказала Владимиру именно под предлогом, что он "сын рабыни".) То, что Добрыня в былинах князь,изведавший в юности долгое рабство, вызывает тот же вопрос: как княжич Добрыня попал в рабство? Но и без обращения к былинам наблюдений Прозоровского над странностями некоторых летописных сведений было предостаточно. Перед ним было таинственное княжеское семейство, каким-то образом побывавшее в рабстве. Как это совместить с их высоким рангом? Как рабство не помешало им снова возвыситься? Прозоровский сумел не только обнаружить противоречивое положение Малушии ее родичей, но и найти ему объяснение. Отвечая на возникающие вопросы, он специально остановился на наличии в ту эпоху принципиально различных видов рабства: "Рабство было двух родов: одно происходило из права юридического иделилось на три вида холопства... Другое - по праву войны, и к рабам сегорода относились пленники, из которых лучшие поступали во владение князя.Обстоятельства, которыми обставлена история Малкова семейства, показывают,что Малуша не была рабою по праву юридическому, следовательно, она была рабою по праву войны" [2]. Вывод здравый и логичный: в плен попасть может и князь. И княжеское семейство тоже. Разумеется, пленение, обращение в рабство - тяжкое бедствие,но оно не перечеркивает прирожденной родовитости, оставляет возможность к новому возвышению. Таким образом, вывод Прозоровского, что отец Малуши и Добрыни был прирожденным князем, не только получил подкрепление еще по одной линии, но и предстал как наиболее логичное объяснение парадоксов в положении его детей. Ключ к их положению следовало искать в его судьбе. Малуша была какое-то время рабыней, потому что в рабство попал ее отец,и притом попал на войне. И если потом Малуша смогла стать великой княгиней,женой Святослава, а Добрыня получить в 970 году регентство Новгородской земли, то это произошло потому, что их отец по рождению был князем.От внимания Прозоровского не ускользнуло,что как раз незадолго до появления в Любече загадочного экс-князя Малко не менее загадочно исчез из своей столицы Коростеня князь Древлянской земли с очень похожим именем - Мал. И притом исчез после ожесточенных военных действий 945-946 годов. Надо сказать, что исчезновения Мала историки до