Да, этот аппарат, эту государственную машину можно только использовать – в том числе, и оппозиционным этой машинище партиям и слоям общества. Иное – иллюзия, кровь. В худшем случае – зря пролитая кровь.
3) Государственная верхушка (президент, его администрация, министерская элита и проч.) – на худой конец, её наиболее вменяемая часть – достаточно разумна, чтобы под нажимом форс-мажорных обстоятельств попытаться договориться с кем угодно – если это не приведёт к потере её заграничных счетов. Договориться, чтобы достойно и не бедно уйти или чтобы сохранить за собой часть кормушки.
4) Региональные элиты, «прижатые» центральной властью, поддерживать её – «случись чего» – не станут. Но и отдать власть населению за «просто так» ни в коем случае не захотят.
5) Армия стрелять в народ не будет ни при каких обстоятельствах, но к окончательному разрушению государства отнесётся... Как бы это помягче сказать? Неодобрительно.
6) «Оранжевый» сценарий (или что-то ему подобное) в России не пройдёт никогда – в силу множества причин: в первую очередь, в силу огромного недоверия (подкреплённого опытом) большей части населения к его здешним носителям (выборы в Москве – самом «капиталистьном» городе России – в очередной раз это и показали).
«Капиталистам» и примкнувшим к ним отдельным капиталистам без кавычек придётся не «попытаться договориться», а именно в обязательном порядке, непременно договориться с другой составляющей оппозиционного лагеря и с разумными силами в госаппарате (последнее для них не сложно: не привыкать!) – чтобы сохранить наиболее разумное и для всех приемлемое ядро своего проекта и – что не менее для них важно – отговорить себе надёжное «место под солнцем».
7) Но и «народно-патриотической» оппозиции – от «капиталистов» никуда не деться.
Массовость у них – гораздо гуще, зато поддержки пресловутого «мирового сообщества» – никакой (см. про натовские танки).
Никуда не деться им и от «проклятого колониально-антирусского государства», в которое так хорошо вписалась верхушка больших оппозиционных партий.
И КПРФ, и «Родине», и другим тоже придётся договариваться, находить компромисс со всеми... Да тоже ведь – не привыкать, пожалуй?
8) Серьёзный бизнес в России (во всех его ипостасях) – примет любые правила игры – лишь бы выйти из этой игры с наименьшими потерями (лучше – вообще без потерь).
9) Профсоюзы, политическая роль которых сегодня невелика, в ситуации, угрожающей хаосом, станут грозной политической силой – как единственный структурированный, мощный, дисциплинированный субъект, дистанцированный от всех «политически заинтересованных» сторон «дискуссии», к тому же – имеющий в своих руках такое устрашающее оружие, как всеобщая забастовка.
При этом профсоюзная верхушка, увидев «качающуюся власть», – отшатнётся от неё первой, пытаясь в то же время направить «революционные преобразования» в мирно-бюрократическое русло, обеспечивающее сохранение и укрепление её – профверхушки – нынешнего положения.
10) Наконец – самое серьёзное, самое грозное, самое неконтролируемое: народная самоорганизация, перманентная российская массовая акция, стихийное движение «улицы», растущее и крепнущее на наших глазах: советы и комитеты, возникшие после акций протеста в начале 2005 г. (и объединяющиеся под эгидой СКС – «Союза комитетов и советов»); «Народный Контроль»; неформальные забастовочные комитеты и т.д., и т.п. – всё это, непринуждённо связанное интернетовской паутиной, – гораздо более эффективно, чем может показаться на первый взгляд: значительно эффективнее в современных условиях, чем партии «правильного», «бюрократического» типа.
Вот этой гражданской массе – вынужденной преодолевать свою разобщённость, объединяться и протестовать под нажимом всё более невыносимых обстоятельств – хаос, бандитизм, беспорядок, безвластье нужны меньше, чем кому-либо из вышеперечисленных: это ведь не авантюристическая политическая группа «пассионариев», жаждущих «ввязаться в драчку». Это – осатаневшие от беспросветности мирные обыватели, «мещане»... Те, кому мешают стать нормальным и зажиточным средним классом.