На гиперзвуковом летательном аппарате (ГЛА), установлен ПВРД со сверхзвуковым горением и магнитным управлением воздушным потоком. Такие двигатели называются электродинамическими. Агрегат тепловой защиты ГЛА по концепции “Аякс” основывается на химическом эндотермическом преобразовании исходного углеводородного топлива за счёт утилизации тепловых потерь, связанных с аэродинамическим нагревом планера и работой силовой установки. Это преобразование, осуществляется в каталитических реакторах, размещаемых в горячих частях аппарата, и позволяет увеличить хладоресурс топлива посредством физико-химических превращений исходных компонентов. Двигатели, работающие на таком принципе, называются магнитоплазмохимическими. В МПХД топливо используется как хладагент, защищающий поверхность от перегрева, кроме того, при нагреве топлива улучшаются энергетические характеристики его горения.
В концепции «Аякс», полученная от МГД-генератора ЭДС, вторично используется для последующего электродинамического управления плазменными потоками. При соударении набегающего потока с фронтовыми кромками ЛА, происходит ионизация воздуха, и далее образовавшаяся плазма, или ионизированный газ, обтекает поверхности ЛА расположенные примерно параллельно набегающему потоку. Предположим, что по этой аэродинамической поверхности ЛА, вдоль направления воздушного потока, пропускается электрический ток, создавая при этом магнитное поле, силовые линии которого будут перпендикулярны направлению потока обтекающей плазмы. Тогда, при соответствующем направлении тока, пропускаемого по поверхности ЛА, тяжёлые, положительно заряженные ионы будут отталкиваться от поверхности ЛА силой Лоренца, поскольку, положительно заряженная составляющая набегающего потока имеет своё встречное магнитное поле. Иногда, в некоторых научно-технических материалах, например по термоядерному синтезу на токамаках, образование слоя магнитной защиты поверхности, носит название «магнитной изоляции».
Поскольку, при этом набегающий поток, а именно положительно заряженные тяжёлые ионы, не соприкасаются с поверхностью ЛА и двигателя, экстремального нагрева не происходит. Снижение трения поверхности ЛА с набегающим потоком, приводит к снижению турбулентностей и лобового сопротивления. Дальность полёта самолёта при этом возрастает в 2,5-3 раза. Использование метода при полётах на малых и больших скоростях, примерно равносильно использованию изменяемой геометрии крыла, и позволяет при прочих равных условиях, до двух и более раз повысить соотношение между взлётно-посадочной и максимальной скоростью самолёта.
Ослабление термического воздействия плазменного потока на камеру сгорания, позволяет создать как многоразовые двигатели для космической промышленности, так и повысить энерговооружённость всех типов двигателей. Если максимальная температура горения в камере сгорания не превышает 2.000 градусов, то в электродинамических температура горения может быть повышена до 7.000, что позволяет резко повысить их энерговооружённость. Например, первые космические двигатели 1933 года имели энерговооружённость 30 единиц, то есть, давали тягу 30 тонн на одну тонну собственного веса. К середине 80-х годов энерговооружённость двигателей удалось повысить только до 40 единиц, тогда как появление чуть позже электродинамических двигателей, позволило достичь энерговооружённости 300 единиц.
Некоторые элементы технологий «Аякс», успешно используются отечественной оборонной промышленностью. Известно об использовании некоторых элементов концепции на СС-25, в первую очередь на расщепляющихся гиперзвуковых боеголовках. «Аякс» работает на тактических ракетах, например «Яхонт», «Москит» и в других разработках. Ещё раньше, во время Вьетнамской войны, ПВРД и другие элементы «Аякс», получили боевое крещение на системах ПВО SA-3 и SA-6.
Здесь отвлекусь на стилистику. Выражение «магнитогидродинамический», а не магнитоаэродинамический, используется потому, что впервые он был применён для устранения кавитации, создания бесшумных гребных винтов, и скоростных торпед, со скоростью подводного полёта до 900 метров в секунду.
Использование МГД-преобразования энергии даёт возможность контролировать компрессию потока на входе воздухозаборника. Позволяет стартовать ПВРД с электродинамическим двигателем с нулевой скорости, без предварительного разгона до М=2,5. Контролировать течение воздушного потока в воздухозаборнике в широком диапазоне изменения полетного числа Маха, значительном изменении атмосферного давления, изменении углов атаки и решать другие задачи. Оптимальные параметры МПХД достигаются путем правильного выбора параметров МГД систем и магнитной конфигурации поля.