Николай II и церковь.
Начало XX столетия ознаменовалось движением за реформы, в ходе которого церковь стремилась восстановить каноническую соборную структуру, заговорили о созыве даже собора и утверждении патриаршества, были попытки в 1905 году восстановить автокефалию Грузинской Церкви.
17 апреля 1905 года был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости», снимавший ограничения на переход из православия в другие религии и восстанавливавший в правах раскольников (за исключением особенно изуверских сект наподобие скопцов и хлыстов).
Обер-прокурор Святейщего Синода Н. Д. Жевахов вспоминал:
Наш Царь был одним из величайших подвижников Церкви последнего времени, подвиги которого заслонились лишь его высоким званием Монарха. Стоя на последней ступени лестницы человеческой славы, Государь видел над cобою только небо, к которому неудержимо стремилась его святая душа…
Анализ же наиболее известных в тот период канонизаций — Серафима Саровского (1903), патриарха Гермогена (1913) и Иоанна Максимовича (1915—1916) позволяет проследить процесс нараставшего и углублявшегося кризиса в отношениях между церковью и государством.