Alexpo
Миф № 1. Эйнштейн - идеалист
Эйнштейн конечно же не идеалист, в философском плане он просто никто. То есть никаких собственных философских идей и методологических принципов для построения физической теории у него не было.
Другое дело Пуанкаре, который (как и Дюгем и Мах) был позитивистом 2-й волны и не скрывал этого.Эйнштейн видимо незаметно для себя скопировал у Пуанкаре не только физические идеи, но вместе с ними и методологию позитивизма. А потом, испугавшись обвинений в идеализме, начал твердить об объективной реальности. В СТО никакой объективной реальности нет. Собственная длина стержня и называется так, а не объективной длиной, независящей от системы отсчета, которая (система отсчета) выбирается по произволу наблюдателя. Сам же Эйнштейн говорил мол не слушайте, что говорят эти профессора, а посмотрите как они строят свои теории. Это он прямо про себя и сказал.
Правильно отрывки из Ленина приводите, он как раз против позитивизма боролся и если бы в свое время "Материализм и эмпириокритицизм" изучали ли бы не в курсе истории
КПСС, а в курсе физики (естественно в очищенном от политики виде), то физика была бы сегодня совершенно другой.
Методология позитивизма (у которого Ленин отмечал склонность к идеализму) прямо
проявляется в СТО в ее постулатах.
1) Математик Пуанкаре в свое время работал в географическом бюро где они в частности занимались вопросом синхронизации времени для нужд промышленности и транспорта. Не долго думая он попытался эту идею протащить и в физику. Но физика - это наука о природе, а не о том, как человек может ее изувечить, то есть не о технике (где конечно можно сколько угодно синхронизировать часы и что угодно). Надо было думать не о синхронизации часов для удобства субъекта, изучающего природу, а о том искажении информации, которое получают реальные заряды при быстром относительном движении засчет конечной скорости ЭМ волн.
2) постоянство скорости света - это феноменализм Маха в чистом виде. Все упорно пытаются понять причинно-следственные связи в опыте Майкельсона-Морли - и тут приходит школный учитель физики, не имеющий никакого опыта работы в физической лаборатории, и говорит мол давайте всю метафизику откинем. Если в эксперименте эфир не обнаруживается, так его и вовсе нет. А Мах совершенно правильно отрекся от СТО. У него было: "ЗА ОПЫТОМ" ничего нет, а у Эйнштейна опыта-то не было. Измерение сокращений Лоренца - это всего лишь мысленный эксперимент, а все остальные эксперименты - косвенные.
3) Пуанкаре сделал важное для физики дело - он акцентировал внимание на принципе относительности Галилея Но тут же его и утопил приняв тезис о том что якобы инвариантность уравнений может заменить чисто экспериментальный принцип Галилея. Это не следует ни из каких физических экспериментов и противоречит всякому здравому смыслу. Ни в одном современном учебнике этот тезис обосновать не могут, это конвенция. Мах предложил убрать из физики метафизику (физическую модель явлений), а Дюгем с Пуанкаре тут же сообразили мол давайте на место анализа причинно-следственых связей запихнем группу уравнений но такую, чтобы мат.результаты не противоречили известным опытам. Подвернулся Лоренц.
Но когда появилась квантовая механика и расцвел операционализм и подмена физики математикой просто уже до крайнего абсурда была доведена, то даже Эйнштейн шарахнулся.
Не всегда стоит принимать всерьез философские упражнения служащих патентных бюро.