До Берлина оставалось всего 60 километров! Меньше, чем у войск Рокоссовского до Варшавы в августе 1944-го.
Казалось бы: почему бы с ходу не взять Берлин? Но Берлинская операция начнется только 16 апреля, т.е. по прошествии двух с половиной месяцев. А причины были практически те же, по которым было отложено взятие Варшавы в августе 1944го. Сугубо военного толка. Войскам так же был необходим отдых и пополнение. Так же были растянуты тылы («голод» на боеприпасы, горючее и т. д.). И опять же — необходимость обеспечить правый фланг: над 1-м Белорусским фронтом «нависала» группировка «Висла» численностью 28 дивизий (под командованием Гиммлера), которая в любой момент могла нанести удар в тыл наступавшим частям. Провели Восточно-Прусскую операцию (13.01.—25.041945 г.). И, конечно, плацдармы на западном берегу Одера — их необходимо было удержать и расширить, обеспечив переправку и размещение главных сил фронтов.
Но никому же в голову не придет заявить, что Сталин-де специально не стал брать Берлин в феврале 1945-го! Обычно его упрекают в противоположном — мол, и в апреле— мае не следовало спешить с германской столицей. Кстати, что забавно: на «спешку» при взятии Берлина (неоправданные жертвы) пеняют Сталину те же самые круги, которые обвиняют его в «медлительности» при овладении Варшавой. Такой вот парадокс...
Но даже в тех исключительно неблагоприятных условиях, возникших не по вине советской стороны, Красная Армия предпринимала попытки оказать посильную помощь восставшим. К примеру, во исполнение приказа Верховного Главнокомандования Военным советом 1-го Белорусского фронта при участии представителя Ставки Жукова была разработана операция по овладению Варшавой, которая началась 25 августа. Но поскольку — по вполне объективным причинам — планировалась она наспех и проводилась без должной подготовки, операция провалилась.
Лишь к 14 сентября была взята Прага — предместье Варшавы. «Вот когда было наиболее подходящее время для восстания в польской столице! Если бы удалось осуществить совместный удар войск фронта с востока, а повстанцев — из самой Варшавы (с захватом мостов), то можно было бы в этот момент рассчитывать на освобождение Варшавы и удержание ее. На большее, пожалуй, даже при самых благоприятных обстоятельствах войска фронта не были бы способны», — напишет в мемуарах Рокоссовский (Солдатский долг. — М.: Воениздат, 1988. — С.281). И добавит: «Очистив от противника Прагу, наши армии вплотную подошли к восточному берегу Вислы. Все мосты, соединявшие предместье с Варшавой, оказались взорванными». Как тут штурмовать город? Висла — довольно серьезный водный рубеж, примерно сравнимый с Одером.
Только в середине сентября была установлена связь с восставшими — ранее командование Армии Крайовой отказывалось вступать в контакт с советскими войсками. С 13 сентября по 1 октября наши летчики совершили 2435 самолето-вылетов в Варшаву на сбрасывание грузов. Они доставили повстанцам 156 минометов, 505 противотанковых ружей, 2667 винтовок, карабинов и автоматов, 41780 гранат, 3,3 млн. патронов для стрелкового оружия, 515 кг медикаментов, 100 т продовольствия, телефонные аппараты, кабель и даже одну 45-мм противотанковую пушку со снарядами к ней. В дневное время районы, занятые восставшими, стали прикрывать советские летчики — истребителями 16-й воздушной армии было совершено 448 самолето-вылетов на прикрытие.