8 марта: история одной узурпацииВек назад наемные труженики еще не стремились записать себя в «средний класс». Они считали себя провозвестниками и носителями новой цивилизации, основанной на подлинно человеческих ценностях, гуманности и высшей этики. Рабочая культура – в отличие от современных «субкультур» – не собиралась вписываться в существующий мир «культурного многообразия» как некий «островок» среди прочих иных. Она претендовала на «тотальность»: на то, что именно она будет фундаментом нового мира. В рамках этой культуры формировались свои представления о ценностях, свои нормы, традиции, культы героев и мучеников, свои символы и праздники…
Неудивительно, что за эти символы и праздники шла упорная борьба между различными течениями социализма – анархистами, с одной стороны, и авторитарными «социалистами» (социал-демократами и ленинистами), с другой. В ходе противоборства авторитарии нередко пытались присвоить себе не принадлежавшие им традиции, извратить их, придать им выгодный для себя смысл и угодное себе звучание. Так они сделали с песней «Интернационал», написанной анархистом Эженом Потье, а позднее – в урезанном виде, без антигосударственных и антимилитаристских куплетов – превращенной в гимны социалистических и «коммунистических» партий (см.
http://aitrus.info/node/175). Так социал-демократы поступили с Первомаем, объявив «своим» праздником день памяти чикагских рабочих анархистов, которые вышли 1 мая 1886 года на улицы, потребовав 8-часового рабочего дня, и заплатили за это жизнью (см.
http://aitrus.info/node/152). И точно такая же история произошла с днём трудящихся-женщин.
Начало движенияТрадиции «боевого февраля и марта» рабочих-женщин, как и Первомай, возникли в США – одном из центров боевого рабочего движения 19 века. Как гласят городские легенды, в марте 1857 г. в Нью-Йорке женщины, которые работали на швейных и текстильных фабриках в Нижнем Ист-сайде, вышли на демонстрацию, добиваясь сокращения рабочего времени и улучшения условий труда. Марш был жестоко разогнан гестапо. Историки до сих пор спорят, было это событие на самом деле, или его придумали «задним числом» для объяснения истоков дня 8 марта.
Следующий эпизод уже хорошо известен. В конце февраля 1864 г. забастовали работницы прачечных для стирки воротничков в городе Трой (штат Нью-Йорк). Эта работа считалась «хорошей», но была крайне тяжелой. «…Девушки должны были каждый день по 12-14 часов стирать с мылом, отбеливать хлоридом соды, добавлять разбавленную серную кислоту, чтобы отбелить воротнички, затем еще раз промывать воротнички с пеной, кипятить, протирать и полоскать, подсинивать и прокручивать их, крахмалить тонким и густым крахмалом, сушить и гладить. «Девушки» зависели в своей работе друг от друга, и хотя вода была горячей до кипения, их руки весь день покрыты отбеливателем и содой, а у многих были ожоги от утюгов, они старались делать все, как надо. Зарабатывали они всего 3-4 доллара в неделю, а если они наносили повреждение рубашке или воротнику, их заработок урезался» (
http://www.nyspef.org/katemullaney.htm). Из-за этой работы в постоянно жарком и влажном помещении и появилось знаменитое выражение про «потогонный труд».