Что бы прояснить свою позицию, приведу пример из "Добротолюбия":
41) Три есть степени в преуспевающих в восхождении к совершенству:
очистительная, просветительная и таинственная или совершительная.
Первая свойственна новоначальным, вторая - средним и третья -
совершенным. По трем сим степеням восходя по порядку, рачительный
подвижник возрастает до возраста Христова, и приходит в мужа
совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13).
42) На очистительной степени стоят вводимые в священные подвиги.
Свойственны ей - отложение образа перстнаго человека, освобождение от
всякой чувственной страсти, облечение в новаго человека, обновляемаго
Духом Святым. Делая ея - ненависть к чувственному, измождение плоти,
удаление от всего, что может возбуждать страстные помыслы, раскаяние в
содеянном; при сем - омытие слезами сланости греха, благоустроение
нрава благодатию Духа, умиленным сокрушением очищение внутренняго
стклянницы. т.е. ума, от всякой скверны плоти и духа, и влияние в него
вина слова, веселящаго сердце человека очищаемаго и принесение его
царю духов для вкушения. Конец же - действенное разжение себя огнем
подвижничества. трудами подвижническими извержение из себя всякаго яда
греховнаго, закаление себя чрез погружение в воду сокрушения и
соделание себя мечем сильно посекающим страсти и бесов. Достигший сего
угасил силу естественнаго огня, заградил уста львов, - свирепых
страстей, стал силен духом из немощнаго соделался крепким и, как
другий Авситидианин (Иов), воздвиг себе трофей терпения, победив
искусителя.
43) На просветительной степени стоят действием священных подвигов
преуспевшие в первом безстрастии. Свойственны ей - водворение в уме
образа здравых словес, или здравых на все воззрений и причастие Духа
Святаго. Дело ея - очищение ума действием божественнаго огня,
мысленное сердечных очей отверстие, и рождение слова с высокими
помышлениями разума. А конец - Слово премудрости, уясняющее все сущее
и бывающее, ведение божеских и человеческих вещей, и откровение таин
царствия небеснаго. Достигший сего мысленным деланием ума на колеснице
огненной носим бывает четверицею добродетелей, и, как другой
Фесвитянин (Илия), еще живой вземлется в мысленный воздух и обходит
небесныя области, став выше всего земнаго.
44) На таинственной или совершительной степени стоят пришедшие уже в
меру возраста Христова. Свойственно им - пресекать воздух, возноситься
выше всего. вращаться в кругу горних чинов небесных, приближаться к
первому Свету, и глубины Божии изследовать духом. Дело сей степени -
исполнять зрителя таких предметов - ум ведением путей Промысла,
законов правды и истины, и разрешения гаданий, притч и темных словес
Божественнаго Писания. Конец же - тайноводствовать того, кто столь
усовершен, к сокровенным таинам Божиим. исполнять его неизреченною
премудростию чрез сочетание с ним Духа. и в великой Церкви Божией
являть его мудрым богословом, просвещающим людей богословскими
поучениями. Достигший сей меры действом глубочайшаго смиренномудрия и
сокрушения восхищаем бывает до третьяго неба богословия, как другий
некий Павел, и слышит неизреченные глаголы, которыя не леть есть
слышать и человеку, под влиянием чувств состоящему, вкушает
неизреченныя блага, коих око не видало, и о коих ухо не слыхало, и
делается служителем таин Божиих, став устами Его, и совершает их для
людей Словом, почивая при сем блаженным покоем в Боге, совершенный в
совершенном, и с богословами в общении пребывая с высочайшими силами
Херувимов и Серафимов, коим принадлежит слово премудрости и вместе
слово разума.