Автор Тема: Биения  (Прочитано 666 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Муратов

  • Предыдущий докладчик
  • **
  • Сообщений: 20
  • Страна: au
  • Рейтинг: +3/-0
  • Пол: Мужской
  • Fiddler on the roof
Биения
« : 23 Апрель 2011, 16:12:41 »
     Практически каждый музыкант знает о существовании биений между двумя близко настроенными нотами. Фортепианные настройщики при помощи биений выстраивают темперацию. Но в чём же физический смысл этих биений? Я бы не писал эту статью, если бы полностью согласился с официально признанными описаниями этого явления в современной науке.
     Прежде всего разрешите привести здесь те варианты, которые каждый может прочесть как в популярных, так и специальных справочниках.
     БСЭ: "Биения, колебания с периодически меняющейся амплитудой, возникающие в результате наложения двух гармонических колебаний с несколько различными, но близкими частотами."
     Музыкальный словарь: "Биения (нем. Schwebungen, Schläge, Stösse, фран. battements) - так называются периодически повторяющиеся заметные усиления интенсивности звука, которые происходят при совместном звучании двух тонов, по высоте приближающихся друг к другу, но не совсем равных."
     Википедия: "Биения - явление, возникающее при наложении двух гармонических колебаний близкой частоты и выражающееся в периодическом уменьшении и увеличении амплитуды суммарного сигнала. Частота изменения амплитуды суммарного сигнала равна разности частот двух исходных сигналов."
     Берклеевский курс физики, 3-й том: "Однако, если частоты V1 и V2 отличаются меньше чем на 10 Гц, мы не в состоянии воспринять их как две разные ноты. (Правда, натренированное ухо музыканта может это сделать.) В таком случае суперпозиция колебаний с частотами V1 и V2 не воспринимаются как "аккорд" из двух нот, а скорее, в согласии с равенствами (84) и (85), как один тон с частотой Vср и медленно меняющейся амплитудой Амод."
     Подытожив даже эти цитаты, можно сделать вывод, что БИЕНИЕ имеет частоту, равную разнице в частотах двух тонов, меняющуюся амплитуду от N до 0 (громко-тихо), при этом звук этого расстроенного унисона воспринимается слушателем, как среднее значение колебаний двух тонов.
     Но когда я сам слушаю биения, то явно слышу не усредненное значение колебаний Vср с меняющейся амплитудой, а как плавное переливание с одной ноты на другую, т.е. выше-ниже, и, конечно же, с изменяющейся амплитудой громче-тише. Я решил детально разобраться с биениями и воспользовался для этого двумя программами: Sound Forge 4.5 и WaveLab. В Sound Forge я синтезировал синусоидальные тоны с частотой 440 Гц и 435 Гц.
     Потом в WaveLab я объединил два трека в один (в режиме stereo, когда один канал имеет 440 Гц, а другой - 435 Гц.). Далее я сохранил этот звук как mono, открыл опять в WaveLab и проанализировал один период биений. Как видно по картинке, частота общего звука получилась 437,53 Гц.



     Следующим действием я проанализировал самый громкий звук: получилось 437,18 Гц.



и самый тихий, с результатом 432,18 Гц. - на 5 Гц ниже самого громкого.



     Теперь я понял, почему я слышу не только громче-тише, но и выше-ниже. Я не понял только одного: почему об этом не написал ни один исследователь биений за всю историю их изучения.

     Я знаю, что при прослушивании звука одной высоты, но с амплитудной модуляцией, нам так же кажется, что происходит и частотная модуляция, т.е. выше-ниже. Чтобы исключить все сомнения по поводу работы моих компьютерных программ, что они что-то делает не правильно (показывают разницу в частотах колебаний при амплитудной модуляции), я проанализировал специально сгенерированную амплитудную модуляцию, основанную на синусоиде в 440 Гц. и проанализировал обе части: громкую



и тихую



Результат виден на экране. Обе части имеют одну и ту же частоту.
« Последнее редактирование: 25 Апрель 2011, 12:13:25 от Сергей Муратов »

Большой Форум

Биения
« : 23 Апрель 2011, 16:12:41 »
Загрузка...

Оффлайн tory

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 2414
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +310/-677
Re: Биения
« Ответ #1 : 23 Апрель 2011, 16:59:32 »
    Практически каждый музыкант знает о существовании биений между двумя близко настроенными нотами. Фортепианные настройщики при помощи биений выстраивают темперацию. Но в чём же физический смысл этих биений? Я бы не писал эту статью, если бы полностью согласился с официально признанными описаниями этого явления в современной науке.
     Прежде всего разрешите привести здесь те варианты, которые каждый может прочесть как в популярных, так и специальных справочниках.
     БСЭ: "Биения, колебания с периодически меняющейся амплитудой, возникающие в результате наложения двух гармонических колебаний с несколько различными, но близкими частотами."
     Музыкальный словарь: "Биения (нем. Schwebungen, Schläge, Stösse, фран. battements) - так называются периодически повторяющиеся заметные усиления интенсивности звука, которые происходят при совместном звучании двух тонов, по высоте приближающихся друг к другу, но не совсем равных."
     Википедия: "Биения - явление, возникающее при наложении двух гармонических колебаний близкой частоты и выражающееся в периодическом уменьшении и увеличении амплитуды суммарного сигнала. Частота изменения амплитуды суммарного сигнала равна разности частот двух исходных сигналов."
     Берклеевский курс физики, 3-й том: "Однако, если частоты V1 и V2 отличаются меньше чем на 10 Гц, мы не в состоянии воспринять их как две разные ноты. (Правда, натренированное ухо музыканта может это сделать.) В таком случае суперпозиция колебаний с частотами V1 и V2 не воспринимаются как "аккорд" из двух нот, а скорее, в согласии с равенствами (84) и (85), как один тон с частотой Vср и медленно меняющейся амплитудой Амод."
     Подытожив даже эти цитаты, можно сделать вывод, что БИЕНИЕ имеет частоту, равную разнице в частотах двух тонов, меняющуюся амплитуду от N до 0 (громко-тихо), при этом звук этого расстроенного унисона воспринимается слушателем, как среднее значение колебаний двух тонов.
     Но когда я сам слушаю биения, то явно слышу не усредненное значение колебаний Vср с меняющейся амплитудой, а как плавное переливание с одной ноты на другую, т.е. выше-ниже, и, конечно же, с изменяющейся амплитудой громче-тише. Я решил детально разобраться с биениями и воспользовался для этого двумя программами: Sound Forge 4.5 и WaveLab. В Sound Forge я синтезировал синусоидальные тоны с частотой 440 Гц и 435 Гц.

     Потом в WaveLab я объединил два трека в один (в режиме stereo, когда один канал имеет 440 Гц, а другой - 435 Гц.). Далее я сохранил этот звук как mono, открыл опять в WaveLab и проанализировал один период биений. Как видно по картинке, частота общего звука получилась 437,53 Гц.



     Следующим действием я проанализировал самый громкий звук: получилось 437,18 Гц.



и самый тихий, с результатом 432,18 Гц. - на 5 Гц ниже самого громкого.



     Теперь я понял, почему я слышу не только громче-тише, но и выше-ниже. Я не понял только одного: почему об этом не написал ни один исследователь биений за всю историю их изучения.

     Я знаю, что при прослушивании звука одной высоты, но с амплитудной модуляцией, нам так же кажется, что происходит и частотная модуляция, т.е. выше-ниже. Чтобы исключить все сомнения по поводу работы моих компьютерных программ, что они что-то делает не правильно (показывают разницу в частотах колебаний при амплитудной модуляции), я проанализировал специально сгенерированную амплитудную модуляцию, основанную на синусоиде в 440 Гц. и проанализировал обе части: громкую



и тихую



Результат виден на экране. Обе части имеют одну и ту же частоту.
Я считаю, что теорию о биениях следует дополнить и частотной модуляцией.


Видимо ухо и система, передающая информацию в мозг человека, обладают нелинейными свойствами.

Оффлайн Фёдор Менде

  • /
  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 10541
  • Страна: ua
  • Рейтинг: +2093/-2639
  • Соловей разбойник тоже был не только лыком шит
Re: Биения
« Ответ #2 : 23 Апрель 2011, 20:22:15 »
Видимо ухо и система, передающая информацию в мозг человека, обладают нелинейными свойствами.

Вопрос очень интересный. Восприятие биений слуховыми органами зависит от их характеристик. Если в канале передачи сигналов имеется нелинейность, то в обязательном порядке происходит детектирование сигнала и выделения в качестве самостоятельнй составляющей огибающей биений.  Это легко проверить, подав на вход усилителя с большими нелинейными искажениями два гармонических сигнала близких по частоте. При этом кроме  тонов самих сигналов будет слышен и разностный тон. Очень большие требования к линейности усилителей предъявляются в электромузыкальных инструментах, где несоблюдение этих требований приводит к сильным искажениям.
Отсюда можно заключить, что люди, имеющие хороший музыкальный слух, имеют большие нелинейные искажения при передаче информации из органов слуха в мозг.
« Последнее редактирование: 24 Апрель 2011, 08:07:26 от Фёдор Менде »

Оффлайн Evalmer

  • Местный мудрец
  • *****
  • Сообщений: 835
  • Страна: ru
  • Рейтинг: +236/-1
Re: Биения
« Ответ #3 : 16 Январь 2025, 06:34:10 »
Биения, колебания с периодически меняющейся амплитудой, возникающие в результате наложения двух гармонических колебаний с несколько различными, но близкими частотами
В общем случае, наложение двух гармонических колебаний с различными и сильно разнящимися частотами, называется модуляцией сигнала.

Большой Форум

Re: Биения
« Ответ #3 : 16 Январь 2025, 06:34:10 »
Loading...