Все, происходившее в советский период, описанное выше, имело место и в Золочевской тюрьме. Немецкие войска вступили в город 6 июля. С утра перед замком начали собираться люди – в основном родственники и друзья заключённых.
Перед стеной замка, над которой высилось следственно-управленческое здание, под выступающим из здания желобом, была огромная свежезасыпанная яма. Её открыли, сваленные в яму тела стали извлекать и раскладывать рядами. Останков насчитали 432, многие из них были оголены. Тела замученных сбрасывали в ямы по этому желобу. Врачи установили, что происходило это не более 2 недель назад. Желоб был установлен в большом зале, залитом кровью. На стенах - следы пуль и крюки для пыток. Посреди зала – окровавленные столы, орудия пыток. Следы нечеловеческих истязаний были на большинстве тел: выколотые глаза, отрезанные части тел, связанные или выломанные руки и ноги, изуродованные женские тела. Почти у всех прострелены головы. Люди ходили между рядами, теряя сознание от ужаса и смрада. Близких иногда узнавали только по одежде. Отовсюду неслись крики отчаяния и скорби, когда родные находили своих. Вскоре открыли вторую яму - во дворе, с внутренней стороны этого же здания. Там обнаружили 217 тел. Санитарная комиссия, назначенная немцами, установила, что часть из них были похоронены ещё живыми, несколько дней назад. Множество тел нашли в здании тюрьмы, часть из них успели замуровать. В камерах и коридорах тюремного корпуса – везде кровь, разбросанные вещи заключённых. Всего опознали и забрали для индивидуального захоронения 21 тело. Остальные (более 700) были торжественно захоронены в общей могиле на городском кладбище по ул. Сичовых Стрильцив, установлен большой деревянный крест, который уничтожили позже «советы». Для сохранения могилы жители посадили на ней дерево.
Опрошены местные жители, собраны сотни свидетельств очевидцев, портреты замученных узников. Сохранились и ужасные фотокадры, снятые сразу после отступления советов. Сейчас эти списки составляют 460 имён и продолжают пополняться. Национальный состав этих жертв отличается от погибших в 1940 г., здесь около 70 поляков, 4 русских, 4 немца, 27 евреев, остальные – украинцы. В тот период главным объектом репрессий были местная интеллигенция, украинские патриоты.
В 1990 г. на братской могиле был установлен мемориальный комплекс. Львовский архитектор Бучинский, у которого там похоронен отец, изготовил для комплекса деревянную звонницу и камень скорби.
НЕТ, КОНЕЧНО ЭТО ВСЕ ВЫМЫСЕЛ И НАГОВОРЫ, А ВОТ ТО ЧТО ДЕЛАЛИ НЕМЦЫ И РОА, РОНА_ ЭТО ИСТИННАЯ ПРАВДА. +@>