Продолжение
Действительно, давайте представим себе, что так или иначе Путин соглашается на Медведева и тот триумфально побеждает на выборах. Затем аппарат тихонько чистят от различных идеологов национализации и суверенитета, правительство принимает программу приватизации государственных корпораций и подписывает Европейскую Энергетическую хартию, снимаются претензии к западным компаниям на Сахалине, к руководству «Единой Россией» приходит «правое крыло» в лице Резника или Хлопонина. Кто-нибудь сомневается, что в этом случае от сегодняшней «объединенной оппозиции» не останется и следа? «Миша два процента» и обозреватель «The Wall Street Journal» Каспаров сразу же присягнут этой власти. И не только присягнут, но и, пожалуй, будут хлопать в ладоши, если «наследник», к примеру, даст команду раздавить их сегодняшних союзников из ДПНИ.
Очевидно, Пионтковский прав, говоря о том, что «капиталисты» во власти и касьяновская «Другая Россия» являются политическими представителями одних и тех же сил. Но тогда выделение большим бизнесом крупных сумм под Медведева доказывает, что это не «спецоперация» Кремля, а вполне реальная ставка его неокапиталистьных оппонентов. Только, к сожалению, эта ставка вовсе не рубит «касьяновский проект», как об этом говорит Пионтковский. Ничто не мешает этим двум проектам до поры до времени развиваться параллельно, что мы и наблюдаем в действительности. Логика здесь простая. Согласиться Путин на Медведева – все пройдет тихо и мирно. Начнет артачиться – в дело пойдут «русские марши» и «марши не согласных» со всеми возможными негативными последствиями такого способа смены власти.
Во втором варианте, который представляется все-таки более вероятным, придется использовать массовку и некоторый «революционный» антураж. Выходя на площади, собирая людей, оппозиционные лидеры вольно не вольно должны предъявлять властям вполне обоснованные претензии. Например, совершенно справедливы обвинения в адрес власти в том, что она ограничивает возможность разных политически сил участвовать в выборах. Это - сущая правда. Но дальше у оппозиции начинается сплошная ложь. Вот, например, какую идиллическую картинку грядущих справедливых выборов рисует неистовый идеолог «национал-оранжизма» Владимир Голышев:
«Обеспечить проведение полноценных парламентских выборов с участием всех имеющихся в стране реальных политических сил (в том числе, оставленных за бортом нынешним выборным законодательством, имеющим репрессивный характер), обеспечить равные условия для их предвыборных компаний (в том числе равный доступ к СМИ), обеспечить процедуру голосования и честного подсчета голосов… Не исключено, что на первых после крушения путинщины свободных выборах убедительную победу одержат националисты… Ответственные капиталисты и левые, на мой взгляд, не должны видеть в таком результате свое поражение. Если политическая система России будет надежна защищена от узурпации, они смогут существенно влиять на политический курс страны через парламент и общественные институты. Ну и, разумеется, им никто не запрещает претендовать на власть на следующих выборах – когда населением будут востребованы именно их идеи».
Такое впечатление, что Голышев начитался каких-нибудь дешевых учебников по правильной демократии, выпускаемых на западные гранты и всерьез поверил в то, что там написано. Увы, в жесткой реальности современного капитализма, которая никуда не денется даже «после крушения путинщины» никаких честных выборов и равных возможностей не будет. Все преимущества в любом случае получат те, на кого сделает ставку крупный капитал, на кого будут работать монополизированные СМИ, даже если формально там будет изображено некоторое равенство возможностей. Такова вообще общемировая практика современной демократии. Везде и всюду владельцы капиталов, элиты выстраивают избирательные системы, максимально затрудняющие приход к власти каких-то неподконтрольных им политических сил. Российские власти здесь лишь старательно копируют уже давно созданное и апробированное на Западе. Каким образом Голышев собирается обеспечить «защиту политической системы от узурпации», в условиях, когда почти вся экономическая жизнь страны, а значит и жизнь вообще, подконтрольна небольшой кучке деятелей, заседающих в правлении РСПП? Ведь политическая система – это не что-то существующее само по себе. Люди, контролирующие экономику, создают и политическую систему, и естественным образом узурпируют ее. Демократию душит современный монополистический капитализм. И, если называть конкретные фамилии ее душителей, то думаю, что у многих сегодняшних оппозиционеров заслуг в этом деле куда больше, чем у того же Путина.