Ещё с форума "ЛГ" :
Цитата:
"Марина Королёва"
Какая же из Преображенского "буржуазная интеллигенция"?
Это типичный нэпман, прекрасно приспособившийся к советской действительности, "особа, близкая к номенклатуре".
Не забывайте, пожалуйста, что в семикомнатной квартире профессор живет благодаря советским бюрократам,
не позволяющим его "уплотнять" и по 50 червонцев за операцию берет все с той "совбуржуазии".
«Собачье сердце» как зеркало русской контрреволюцииАлександр Серебряков
Моральный облик Преображенского ясен: это не ученый и не интеллигент, а мещанин.
Он эгоцентричен, спесив, капризен, груб, беспринципен, духовно ограничен (его интеллектуальная жизнь исчерпывается поездками на «Аиду» ко II акту!),
равнодушен к ближнему и к общественным интересам.
Плохо разбирается в социальных и даже бытовых вопросах,
но обожает всех поучать.
Внимателен к своим правам, но с чужими не считается
.Преображенский – фарисей: он витийствует:
«На преступление не идите никогда. Доживите до старости с чистыми руками»,
а сам не только совершает преступление в финале (что еще можно было бы принять за «самооборону»),
но и замышляет его («Ей-богу, я, кажется, решусь»).
Он лицемер и приспособленец:
проклинает новую власть, но очень уютно при ней устроился, имеет высокое покровительство.
В профессии он безответствен и корыстен:
не изучил ее досконально, не знает возможных последствий, но извлекает из нее барыш, «омолаживая» пациентов и потакая человеческим порокам.
Проницательный и циничный пес называет его «делягой», а его «квартирку» похабной.
Почему же это произведение, не только неглубокое и нелогичное, но просто неумное, стало бестселлером «перестроечной» и постсоветской эпохи?
Сказались усталость читателей от официоза и желание чего-то «крамольного».
Большую роль сыграла общая нравственная и культурная деградация советской интеллигенции к началу «перестройки».
Полуграмотные мещане с дипломами (в том числе профессорскими), скверно образованные деятели эрзац-культуры сочли Булгакова «антисоветским» и уже потому элитарным.
Увы, миф об элитарности книги вскоре опроверг В. Бортко своим фильмом,
который с восторгом приняли мещане, уже совершенно не похожие на Преображенского .
Имитируя «культурный флер» и преемственную связь с классической русской литературой, повесть Булгакова на деле предавала ее традиции.
Русская литература основывалась на милосердии, гражданственности, патриотизме, отвергала стяжательство и себялюбие,
она воспитывала и духовно поднимала народ, а не презирала его.
Эта классика была обременительна для советских мещан, и они предпочли заменить ее таким «продолжателем».
http://scepsis.ru/library/id_848.html(с)