Причины катастрофы РККА лета 1941 года
Объективно можно назвать две.
Войска были в предпоследней стадии подготовки к наступлению. Подготовки к обороне как стратегической (расположение войск, аэродромов, складов, госпиталей и пр.), так и в тактической (доктрина, учения, топографические карты и проч.) не было. Планов обороны не было ни на каком уровне, вплоть до самого большого. Война пошла не по тому сценарию, как действовать никто понятия не имел.
Первая конкретная рекомендация войскам, в момент, когда стало ясно, что в сложившейся обстановке наступление не получается, исходила от генерала Павлова «Действовать по-боевому!» Понимай каждый как знаешь. Но мощь Красной Армии была настолько велика, что даже просто разрозненные импровизации каждого командира, вставание в глухую оборону и проч. при условии однозначного восприятия немцев как врагов никогда бы к такой катастрофе не привели бы. Там, где отдельные советские энтузиасты, даже не умеючи, вставали в оборону, не говоря о наступлении, картина получалась совсем иная, храбрости и квалификации хватало.
Например, тот же Гальдер записывает в дневнике (практически в первые дне войны): «Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бой по всем правилам наших боевых уставов. В Польше и на Западе мы могли позволить себе известные вольности и отступления от уставных принципов, теперь это уже не допустимо…» Германский офицер сообщает: «Один из КВ сумел перекрыть маршрут снабжения немецких войск в районе северного плацдарма. Он блокировал его несколько дней. Сначала он сжёг колонну грузовиков с боеприпасами и продовольствием. Подобраться к этому монстру было невозможно — дороги проходили среди болот. Передовые немецкие части лишились снабжения. Тяжелораненые не могли эвакуироваться в тыл и умирали. Попытка уничтожить танк 50-мм противотанковой батареей с расстояния 500 м окончилась тяжелыми потерями личного состава и орудий. КВ остался невредимым, несмотря… на 14 прямых попаданий. Была подтянута 88-мм зенитка, танк позволил ей встать на позицию в 700 м, а затем расстрелял, прежде чем расчет смог произвести хотя бы один выстрел. Ночью были посланы минёры. Они заложили взрывчатку под гусеницы КВ. Заряды взорвались как положено, однако смогли лишь вырвать несколько кусков из траков. Танк остался мобильным и продолжал блокировать маршрут снабжения. … вокруг танка была установлена блокада. Однако даже эта изоляция не заставила танкистов покинуть позицию… 50 немецких танков стали обстреливать КВ с трёх направлений, чтобы отвлечь его внимание. В это время 88-м зенитка была скрытно установлена в тылу КВ. Она 12 раз попала в танк, и три снаряда пробили броню, уничтожив его...»
«Потери снаряжением, оружием и машинами необычайно велики… Это положение нетерпимо, иначе мы напобеждаемся до собственной гибели…» (генерал Неринг, 18 танковая дивизия). Общая картина — полный разгром, но там, где кто-то «упёрся рогом» и обороняется, немцам мало не кажется.
Другая сторона медали — по статистике на одного убитого красноармейца приходилось гораздо больше дезертиров, добровольцев или пленных. Среди войск было много не то что равнодушных, а откровенно нелояльных режиму людей. Причём характер это приобрело поистине массовый.
Это единственные две причины, которые логично всё объясняют. Попытка их игнорирования (обеих или по отдельности), неизбежно ведёт к натяжкам, перегибам и откровенным фальсификациям.
Статистика потерь РККА
За первые полгода войны около 8 500 000 человек (цифра естественно, на истинность в последней инстанции никак претендовать не может, как и вся нижеследующая статистика. Вариантов курсирует в исторической науке достаточно).
погибли на поле боя и умерли в госпиталях от ран 567 тыс. (меньше 7% от общих потерь).
235 тыс. погибло от неназванных «происшествий» (интересно — количество погибших в результате «непонятно чего» всего лишь в два раз с погрешностью меньше погибших в результате деятельности врага???)
Раненых и заболевших — 1,31 млн.
3,8 млн. — пленные (около 45% всех потерь).
1,0 — 1,5млн. — дезертиры, уклонившиеся от фронта и от плена (вместе с пленными — 56-62% всех потерь).
1,0 млн. человек — как утверждает источник — «раненые, брошенные при паническом бегстве и неучтённые в донесениях с фронта убитые». Короче — миллион человек делся непонятно куда.
Интересный момент — «общее число всех категорий выбывшего за годы войны личного состава: убитые, умершие, пропавшие без вести, пленные, демобилизованные, осужденные и отправленные в ГУЛАГ и т.д.». на 2,34 млн. человек меньше, чем — согласно данным той же статистики — «суммарное число убывших по различным причинам из Вооруженных Сил».
Русское Освободительное Движение игнорировать всё равно не получается никак. Хотя, конечно, это моё субъективное мнение — пока сойдёмся на том, что почти 2 с половиной миллиона человек просто испарились непонятно куда. Вообще непонятно куда — даже без вести не пропали!