Владимир Давыдович Грендаль, участник советско-финской войны 1939—1940. Прибыл на фронт в качестве представителя ГАУ. Однако 4 декабря 1939 Грендаль, никогда не командовавший пехотными войсками, был неожиданно назначен командующим оперативной группой из трёх стрелковых дивизий (49-й, 142-й и 150-й), наступавших на Кексгольмском направлении и входивших в состав 7-й армии. Эта группа (называвшаяся «группой Грендаля») первой из войск 7-й армии 5 декабря вышла к левому флангу «линии Маннергейма», а 6 декабря с ходу форсировала ещё не замёрзшую реку Тайпален-йоки и создала плацдарм на её северном берегу. По воспоминаниям будущего Главного маршала артиллерии Н. Н. Воронова:
«….в процессе этого очень трудного и сложного боя (атака с ходу УР, с форсированием крупной реки) В. Д. Грендаль, опираясь на наскоро импровизированный штаб, проявил себя отличным организатором боя и волевым, твердым командиром. Одновременно он показал и в этом бою присущую ему исключительную храбрость, появляясь в кризисные моменты боя на самых опасных местах, отдавая необходимые приказания и воодушевляя личным примером командиров и бойцов…»
Прорвать «линию Маннергейма» не удалось, но энергичные действия Грендаля (хотя и при больших потерях личного состава) не остались незамеченными высшим руководством страны — особенно на фоне неудач многих других командиров РККА в начальный период войны. В результате, когда оперативная группа Грендаля был развёрнута в новую 13-ю армию, он 26 декабря 1939 был назначен командующим этой армией, в состав которой входили 9 стрелковых дивизий, 6 артполков РГК, 3 корпусных артполка, 2 отдельных артдивизиона, 1 танковая бригада, 2 отдельных батальона тяжелых танков, 1 кавалерийский полк, 5 авиаполков. 16 января 1940 Грендалю было присвоено воинское звание «командарм 2-го ранга» (соответствует генерал-полковнику).
13 февраля 1940, после перегруппировки, 13-я армия возобновила наступление, которое развивалось в крайне сложных условиях, с большими потерями и при упорном сопротивлении финских войск. 21 февраля удалось прорвать первую, а 29 февраля — вторую (из трёх) линию обороны финских войск. Однако Ставка не была удовлетворена темпами наступления армии Грендаля и тем, что на её участке фронта полностью прорвать «линию Маннергейма» так и не удалось (впрочем, намеченные сроки срывали и корпуса, входившие в состав 7-й армии). 2 марта Грендаль был снят с должности командующего 13-й армией и назначен командующем артиллерией Северо-Западного фронта, на котором и оставался вплоть до окончания боевых действий (впрочем, и при новом командующем армия за оставшиеся две недели не смогла прорвать «линию Маннергейма»). Общие потери 13-й армии за период с 26 декабря 1939 по 13 марта 1940 составили 61,2 % от списочного состава, при этом погибли и пропали без вести 20 704 бойца и командира (14,2 % от списочного состава).
Сам Грендаль на совещании, посвящённом итогам войны, утверждал:
«…Трёхмесячная борьба на Тайпаленском секторе … хотя и не привела к концу войны к полному прорыву этого участка линии Маннергейма (для этого не было достаточно средств), но вследствие высокой активности наших войск постоянно держала противника здесь в большом напряжении, приковывала его значительные силы, отвлекала внимание от действительного направления нашего главного удара…»
Я таки в полном восхищении.