И концовка.
*
Иногда было и страшно и больно и унизительно и маму очень растаивать не хотелось, но какой-то черт все равно толкал Тараса на прогулки по этим переулкам. На очередной мордобой. Зачем? Может характер так выковывается и закаляется? Или гены солдата не давали покоя. Или наоборот - священника? Или для того чтобы побеждать в драке или войне - надо ненавидеть войну и драку? Или Тарасу просто хотелось независимо ходить по улицам своего родного города и не платить за это всякой шантрапе по 20 копеек? Не знаю. Пусть детские психологи в этом разбираются, если интересно.
Вечером отец после всех этих приключений суровым голосом говорил о том, что дракой ты унижаешь себя в первую очередь и что высшая мудрость- драку избежать.
Умный был человек и слова правильные говорил, но очень часто добавлял «блины» на самодельные гантели Тараса. На всякий случай? Мораль моралью, а кулаки крепкие не помешают.
В таких баталиях прошло, наверное, года три. Тараса били, а он крепчал и мужал, появлялся авторитет и уважение среди противников. Уже можно было бесстрашно гулять по городским улицам, уже в тире 10 свечек «гасились» с 11 выстрелов. Уже носы противников хладнокровно превращались в красный помидор с первого удара, а успехи в музыке были «никакие». Ну не шла эта учеба. Сегодня Тарас неплохо играет на гитаре, сам выучился. Года три назад купил саксофон, тоже какие-то успехи есть. А вот тогда, ну не знаю почему, не лежала его душа к музыкальной науке и все.
Может, какой-то душевный настрой для этого должен быть. Музыкант-это ж не слесарь. Или не той дорогой шел он к вершине музыкальной?
«С меня хватит», сказал как-то Тарас. «Отучился. Теперь очередь младшей сестры». Родители и слова против не сказали, все только облегченно вздохнули.
Сестра с отличием окончила музыкальную школу. Ходила, наверное, правильной дорогой. Сегодня она живет в дядиной питерской квартире по улице с таким морским названием Шкиперский проток и считается большим специалистом музыкальным. И скрипочка еще жива, на ней уже никто не играет, но бережно хранят как память. Память о дяде, память о детстве? Или еще о чем-то?
Сестре музыкальное образование помогло найти место в жизни. Достойное ее характеру и способностям место. А Тарасу?
Думая об этом сегодня понимаю, ведь эта «учеба» даром не прошла.
О многом можно вспомнить, много всякой мерзости было в жизни потом. Страшной мерзости. Но детское воспитание не подвело.
И цель в прицеле СВД на полу-вздохе (ошибки выучки дяди Леши) и в полной темноте музыкальные пальцы «выворачивали стакан» или отжимали шплинт для чуткой растяжки.
И отчет вслепую десятью пальцами на машинке печатал, а вспомнить те чувства, когда давишь на эбонитовую кнопочка КПМ - финал фуги для скрипки соло с задержкой от одного до девяти тактов, с таким романтическим названием как «охота на караван».
Но, пусть это останется в прошлом. Придет время Бог все взвесит и рассудит. И воздаст по заслугам.
Была от этой «музыкалки» какая-то высшая польза, пусть и не музыкальная? Была.
Не бояться, когда в драке тебя ударят по лицу. Не плакать и не жаловаться. Никогда не бить первым. Никогда не бить лежачего. Никогда не бросать товарища.
И всегда жалеть побежденного.
И всей душой ненавидеть драку, чтобы в ней побеждать? Парадокс.
Разве этого мало?
Умный поймет - зачем я это все написал, а дурак? Может польза будет и дуракам. Престарелые дураки перестанут задавать дурацкие вопросы типа: «А смог бы ты выстрелить в …?» Или более юный идиот поймет всю мерзость своей радостной фразы «А меня убивать научили…». Плохо вас учили, ребята. Плохо. Прав был Жванецкий, с консерватории начинать надо было или хотя бы со школы музыкальной.
А с другой стороны - какое нам дело до дураков, если они не мешают спокойно гулять по улицам родного города. Пусть живут…
Пока не попросят 20 копеек «на кино»...