Надо бы переформулировать некоторые термины, чтобы стало понятно, о чем идет речь.
"Биологическая ниша" - иерархия в пищевой цепочке. Т.е наличие для рассматриваемого биологического объекта необходимого продукта для выживания (те, кого едят), и предоставление себя, или продуктов своей жизнедеятельности в качестве продукта для выживания кого-то другого.
"Экологическая ниша" - та же иерархия в пищевой цепочке, но в достаточной степени сбалансированная, чтобы при "нормальных" природных условиях воспроизводились (сохраняли популяцию на определенном уровне) все элементы цепочки.
Таким образом, "биологическая ниша" человека, где-то как-то, имеет место быть и сохраняется практически неизменной уже очень продолжительное время (мы едим всех, кого пожелаем, а нас или наши объедки едят всё те же крысы, мыши, тараканы, клопы, клещи, комары и прочие...).
"Экологической ниши", как таковой, у человека нет с тех пор, как он взял дубину и научился охотиться на тех, кто раньше охотился на него, и научился возделывать поля с помощью простейшей мотыги. С экологической точки зрения, человек - экологический деструктор.
Если предположить, что человеку для выживания в дикой природе потребовалась социальная структура (ставшая впоследствии причиной возникновения государственности), то связь биологического и социального факторов - налицо.
Однако, как мне кажется, социальное в человеческом обществе уже мало зависит от биологического (не биологического в целом, а в контектсте термина - "биологическая ниша"). В том смысле, что уровень решения продуктовых проблем (человечества в целом) уже мало зависит от естественной экологии. То есть, мы не собираем дикие плоды и не охотимся на дичь, чтобы прокормиться, в стольких пропорциях (в сравнении с искуственно выращенной или синтезированной), чтобы говорить о зависимости от самовоспроизводящейся биологической среды.
Свобода, как мне кажется, это термин, который, на самом деле, ни один живой человек на Земле не в состоянии сформулировать в достаточной степени адекватно (раз и навсегда, без поправок и оглядок на мнение авторитетов и т.п.).
Кстати!
Из Мегаинцэклопедии на сайте "Кирилла и Мефодия":
СВОБОДА
1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какогон. класса, всего общества или его членов.
3. Вообще отсутствие какихн. ограничений, стеснений в чёмн.
Итого:
В философии, "свобода" это - возможность проявления воли...
В общественно-политическом смысле, это - отсутствие ограничений...
Следуя семантике лингвистов, "свобода" это - отсутствие ограничений (вообще, типа)...
Говоря о потерянной человеком разумным "Свободе", пожертвованной в обмен на коллективную безопасность, я имел в виду нечто, хотя и чувственно-эмоциональное, но категорическое и настолько насущное, что безусловно ставится на один уровень с такими абсолютными ценностями, как жизнь или разум.
(Если вы смотрели фильм "Наверное боги сошли с ума", то должны помнить ситуацию, когда дикого бушмена посадили в тюрьму за убийство фермерской козы. Ученый добровольно взял на себя роль адвоката и поручителя, чтобы вызволить беднягу, поскольку лишение свободы с абсолютной уверенностью означало бы для него смертный приговор)
Итак. Государство (государственность) лишило человека свободы (свободы, как абсолютную категорию, которой не бывает больше, или меньше...). То, что называют свободой в тепершнем его понятии, категорией абсолютной не является. "Возможностей" может быть меньше или больше. Ограничений, в свою очередь, тоже может быть больше или меньше, хотя изначально (см. п3) это и может декларироваться как "беспредельное" отсутствие всяческих ограничений.
Как нельзя "маленько убить", так нельзя маленько лишить Свободы. И это вовсе не означает вседозволенность (термин, кстати, имеет отчетливое социально-иерархическое происхождение!), по той простой причине, что свободный человек (в высшем понимании) не понимает сути термина - "дозволенность"...
Если бы сейчас мы понимали, ЧЕГО мы лишились, когда отдали свою свободу в жертву "безопасности", которой, в свою очередь, так и не стало больше...
Но мы не понимаем, потому что мы не помним. А государство, для поддержания своей власти, по объективным причинам, просто обязано непрерывно шантажировать народ "потерей безопасности". Иначе народ начнет требовать больше прав, больше свободы, больше хлеба и зрелищ...