Помимо внешнего фронта полемики с реформаторами у Российской академии наук есть и внутреннее поле боя, на котором идут непрерывные баталии о посягательствах на научную истину. В феврале нынешнего года Президиум РАН утвердил новый состав Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, невзирая на то, что сам факт существования этого воинствующего движения в Академии давно подвергается критике. После смерти в ноябре прошлого года председателя комиссии Эдуарда Круглякова пост главного в стране борца с лженаукой занял академик Евгений Александров. О феномене устойчивости лженауки в России, о коррупционерах от науки, а также новой стратегии борьбы РАН с попытками псевдоучёных нажиться на засорении и осквернении науки он рассказал в интервью STRF.ru.
Евгений_Александров
Евгений Александров: «Труднее всего разоблачать недобросовестного профессионала, фальсифицирующего результаты исследований. Но это очень редкие случаи»
Справка STRF.ru:
Признаки нарастания проблем (из Рекомендации Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований по противодействию экспансии лженауки, подготовленных по запросу Совета Безопасности РФ 20 апреля 2013 года):
• рост аварийности российских космических запусков;
• массовые фальсификации квалификационных научных работ (дипломов и диссертаций);
• деятельность псевдоакадемий и других организаций, имитирующих официально признаваемые учёные степени и звания;
• появление самопровозглашённых экспертно-аналитических центров, продвигающих заведомо лженаучные концепции в качестве основы для принятия государственных решений;
• рассмотрение на высоком уровне лженаучных технических проектов (таких как программа «Чистая вода» в версии 2009 года);
• рост числа регистрируемых патентов на заведомо неработоспособные изобретения, основанные на лженаучных принципах;
• появление фактов преподавания в вузах и школах псевдонаучных дисциплин (биоэнергетики, астрологии, уфологии и др.)
Евгений Борисович, само название «Комиссия по борьбе с лженаукой» звучит очень грозно. Не планируется ли его изменить, сделать более обтекаемым?
– Да, название комиссии служит постоянным источником раздражения наших оппонентов, которые предпочитают характеризовать себя словами «нетрадиционная наука», «альтернативная наука», «новая наука» и т.д. и т.п. За границей употребляются «политкорректные» термины «паранаука», «псевдонаука», «неконвенционная наука» и пр. Можно наводить дефиниции, например называть лженаукой только заведомо сознательное извращение науки в преступных целях и т.д. Как всегда, именно о терминах возникают самые непримиримые споры! Я решил не менять название комиссии, став её новым председателем, – прежде всего из «рыночных соображений»: название уже стало «брендом» комиссии. Изменив его в угоду нашим гонителям, мы сделаем подарок Петрику и Грызлову, которые поклялись уничтожить комиссию (впрочем, желательно вместе с РАН!).
http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=58893