"Есть вещи, которые объединяют всех ученых, и это — не повышение зарплат и не раздача квартир, а работа", — сказал один из организаторов акции профессор Михаил Гельфанд. По его словам, есть два прозрачных и быстрых механизма, которые могут изменить ситуацию в российской науке.
"Это увеличение финансирования росссийских научных фондов, улучшение администрирования в них, — заявил он, — а также внесение поправок в закон о госзакупках, которые позволят быстро и эффективно расходовать деньги, уже выигранные по конкурсу".
Федеральный закон №94 о госзакупках, призванный умерить аппетиты чиновников, по мнению ученых, совершенно непригоден в сфере науки, поскольку, как указывали ораторы, отбивает всякую инициативу и вынуждает вместо научной работы заниматься бумагомаранием.
"Бюрократия заела всех. Недавно у меня сломался компьютер, — пожаловался доктор физико-математических наук Института имени Йоффе в Ленинграде Александр Зиновьев. — Чтобы его заменить, потребовалось провести тендер, потратить больше двух с половиной тысяч. И то же самое происходит, если ломается установка".
Выступающие отмечали, что необходимость устраивать конкурс по даже самому незначительному поводу сковывает ученых по рукам и ногам. При этом, по словам заместителя председателя союза студентов и аспирантов Алексея Крапухина, от государственных структур помощи ждать не приходится.
"Приборы и реактивы месяцами проходят какие-то ненужные проверки на таможне, — сказал он. — А время уходит, научное исследование не может быть продолжено из-за отсутствия материальной базы. В итоге мы имеем огромную утечку мозгов, потому что ученым удобнее и легче работать за рубежом".
Закон непригоден сразу в двух местах, уточнил Михаил Гельфанд. "Во-первых, он непригоден для проведения конкурсов. Получается бессмысленная вещь, когда конкурс на проведение научного исследования выигрывает не тот, кто его может сделать, а тот, кто меньше запросит. Во-вторых, он непригоден на этапе расходования средств: он не позволяет быстро и эффективно покупать то, что нужно для работы".