.. Я , например, СОВЕРШЕННО не понимаю, КАКИЕ блага принесло это "отделение [церкви] от государства" и кому ? .. пьянство, аборты, наркомания и прочие "радости"...
А.С. Пушкин в 1826 царю Николаю I, т.7, Л.1978. ("О народном воспитании"): "В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, САМОЕ БЕЗНРАВСТВЕННОЕ: ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры .."
Белинский в "Письме к Гоголю" (1847) писал: "...Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, - права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое по возможности их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми, не имея на это и того оправдания, каким лукаво пользуются американские плантаторы, утверждая, что негр не человек; страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Стешками, Палашками; страны, где, наконец, нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицая порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей! ..
Курочкин В.С. Стихотворения, статьи, фельетоны. М.1957. Роскошь так уж роскошь - истинно беспутная; Бедность так уж бедность - смерть ежеминутная; Голод так уж голод - областию целою; Пьянство так уж пьянство - все с горячкой белою. Моды так уж моды - все перемудренные; Дамы так уж дамы - полуобнаженные; Шлейфы так уж шлейфы - двух- и трехсаженные, На пол нагло брошены камни драгоценные. Похоть так уж похоть - с роковою силою Деньгам, сердцу, разуму - всем грозит могилою. Воры так уж воры - крупные, с кокардами; Кражи так уж кражи - чуть не миллиардами; Жуликов-мазуриков в эту пору грозную - Как на небе звездочек в ноченьку морозную. Фокусы бумажные, из нулей могущества - (ZT. - МММ-ы 19 века?) И на каждой улице описи имущества. И - притоны мрачные, кутежи с злодействами, И убийства зверские целыми семействами. И работа вечная и неугомонная, И холодность мертвая, строгость непреклонная, И с трибун словесников речь всегда медовая, И нужда молчащая, но на все готовая... (с.240-2).
Лев Толстой из имения Урусова жене. (Письма графа Л.Н. Толстого к жене 1862-1910. Изд. 1913 г. с.311). - Деревенская жизнь вокруг (ZT. граница Московск и Владимир губ), как и везде в России, - плачевная. Мнимая школа у священника с 4-мя мальчиками, а мальчики, более 30-ти соседних в полверсте деревень, - безграмотны. И не ходят, потому что поп не учит, а заставляет работать. Мужики идут, 11 человек, откуда-то. - "Откуда?" - "Гоняли к старшине об оброке, гонят к становому". Разговорился с одной старухой; она рассказала, что все, и из ее дома, девки на фабрике, в восьми верстах, как Урусов говорит, повальный разврат .. Везде одно и то же. Грустная заброшенность людей самим себе без малейшей помощи сильных, богатых и образованных. Напротив .. как будто предполагается, что все устроено прекрасно и вмешиваться во все это нельзя .. Все (ZT. де) устроено: и церковь, и школа, и государственное устройство, и промышленность, и увеселения, и нам, высшим классам, только о себе надо позаботиться. А оглянешься .. наши классы в еще более плачевном состоянии, коснеем.
Из интернета. - Трезвость, как и честность, как и трудолюбие, никогда не ценились Русской православной церковью. Скорее наоборот: в них она видела отвлечение от небесного. Наше духовенство, писал тот же В.В. Розанов "...сумело приучить весь русский народ до одного человека к строжайшему соблюдению постов; но оно ни малейше не приучило, а следовательно, и не старалось приучить русских темных людей к исполнительности и аккуратности в работе, к исполнению семейных и общественных обязанностей, к добросовестности в денежных расчетах, к правдивости со старшими и сильными, к трезвости. Вообще не приучило народ, деревни и села, к упорядоченной и трезвой жизни". И находились люди, которые утверждали, что церковь наша совершенно сознательно предпочитает держать народ в пьяном дурмане. Итог ее деятельности: "народ наш пьян, лжив, нечестен" (К.Н. Леонтьев). Водка у нас всегда побеждала веру, а чаще были они неразлучны. Л.Н. Толстой: "К чему все это, когда вы не выучили народ даже воздерживаться от водки?" .. Церковь никогда не выдерживала конкуренции с кабаком. Есть пословица: "Церковь близко, да идти склизко, кабак далеко, да идти легко". Тот же Достоевский в "Дневнике писателя" о соотношении храма и кабака: "Загорелось село, и в селе церковь, вышел целовальник и крикнул народу, что если бросят отстаивать церковь, а отстоят кабак, то выкатит народу бочку. Церковь сгорела, а кабак отстояли" ..