В Катыни эти военнопленные офицеры провели несколько часов (дело было в середине мая 1943, разгар раскопок), посмотрели внимательно на трупы, все трое отметили меж собой хорошую сохранность обуви, качественные офицерские мундиры, их прилаженность (то есть, без переодеваний), документы не позже весны 1940 года. Один из трупов был извлечен из могилы и тщательно исследован по их желанию. Были участниками бесед с местными жителями - в группе с другими пленниками (кое-кто знал русский). В результате офицеры (все трое) склонились к тому, что немцы на этот раз не врали в отношении виновников преступления. На обратном пути в Берлине от пленников требовали заявлений об увиденном с подтверждением вины русских, но сотрудничать с немцами они отказались. Не говорили позже и своим коллегам в лагере.
Потом Ван Флит был переведен в Офлаг 64 для американских военнопленных на территории Польши. При приближении советских войск пленные были эвакуированы на запад, Ван Флит попал в лагерь в Люкенвальде неподалеку от Берлина, а 21-22 апреля 1945 года лагерь был освобожден советскими войсками. Как он сам много лет спустя рассказывал, у него было с собой несколько фотографий с катынских раскопок, сделанных немцами во время их визита там, поэтому он сторонился контактов с русскими, и при подвернушейся возможности сбежал к американцам с еще двумя офицерами (на велосипедах!!). В американской зоне он сразу сообщил, что имеет суперважную информацию, его перевезли в штаб-квартиру Эйзенхауэра, а через несколько дней - в Штаты, в Пентагон. Там он доложил свои соображения одному из руководителей разведки, генерал-майору Бисселу, и надиктовал свой рапорт стенографистке. Рапорт был сразу снабжен грифом "совсекретно". А далее этот рапорт на путях передачи туда-сюда исчез или просто потерялся - несколько ныне рассекреченных документов конца 1940-х - начала 1950-х годов (в сумме, пара десятков страниц с перепевами примерно одного и того же, но для фанатов интересно, наверное) посвящены безуспешным попыткам выяснить, как это могло произойти.
В 1950 году по приказу начальства Ван Флит по памяти восстановил свой рапорт, тот был вскоре рассекречен и попал в газеты. (Есть ли текст этого дубля в обнародованных документах, точно не знаю, поскольку для некоторых документов нет легкодоступных цифровых копий, их надо заказывать, как понимаю. Среди цифровых копий я этого дубля не нашел, хотя он упомянут как приложение в нескольких документах.) А Ван Флита срочно перевели из Кореи, куда его также угораздило попасть, в Японию. Как он говорил позже, именно этот рапорт и его рассекречивание помогли ему выбраться с корейского фронта. В 1988 году Ван Флит, будучи отставным полковником, дал интервью известному историку Янушу Заводному, который опубликовал это в своей книжке, откуда я в основном и почерпнул вышесказанное, с небольшой несущественной поправкой на основе обнародованных документов.
Вот известная фотография с визита американских и английских военнопленных в Катыни в период немецких раскопок 1943 года, она (как и еще несколько с того же визита) опубликована в разных книжках:

В середине - кто-то из американцев, Ван Флит (ему было тогда около 30 лет) или Стюарт, а справа, как понимаю, британский офицер.