В 1981 году начала действовать стратегия Всемирного банка, основанная на строительстве сборочных заводов и экспорте сельскохозяйственной продукции, что переориентировало Гаити с производства продовольствия для местного употребления. USAID предсказала <историческое изменение в сторону более глубокой рыночной взаимозависимости с Соединенными Штатами> в стране, которой предстояло стать <Тайванем Карибского моря>.
С этим согласился Всемирный банк, предложивший обычные предписания по <расширению частного предпринимательства> и минимизации <социальных целей>, тем самым усугубляя неравенство и бедность и ухудшая качество здравоохранения и образования. Справедливости ради следует отметить, что эти стандартные предписания обычно сочетаются с проповедями о необходимости уменьшения неравенства и бедности и улучшения состояния систем здравоохранения и образования. В случае с Гаити последствия были самыми обычными: прибыли для промышленников США и гаитянских сверхбогачей, а также падение зарплаты гаитянцев на 56% в продолжение 80-х годов XX века - словом, <экономическое чудо>. Гаити осталось самим собой, не сделавшись Тайванем, который следовал радикально иным путем, что, конечно же, должно быть известно советникам.
Как раз попытки первого демократического правительства Гаити облегчить назревавшую беду и вызвали враждебность Вашингтона, равно как и последовавшие военный путч и террор. Когда <демократия восстановлена>, USAID отказывается предоставлять помощь, чтобы обеспечить приватизацию цементных заводов и мукомольных фабрик к выгоде богатых гаитян (гаитянского <гражданского общества>, согласно директивам, сопровождавшим восстановление демократии), препятствуя расходам на здравоохранение и образование. Агробизнес получает щедрые субсидии, но не выделяется средств на крестьянское земледелие и ремесла, обеспечивающие доходы подавляющего большинства населения. Принадлежащие иностранцам сборочные заводы, которые нанимают рабочих (преимущественно женщин) за зарплату гораздо ниже прожиточного минимума и для работы в ужасающих условиях труда, получают выгоду от дешевого электричества, субсидируемого щедрыми хозяевами. Но для гаитянских бедняков, то есть для широких слоев населения, не может быть субсидий на электричество, топливо, воду и продовольствие: они запрещены правилами МВФ по принципиальным причинам, ибо устанавливают <контроль над ценами>.
Перед проведением <реформ> местное производство риса фактически удовлетворяло всем потребностям страны и играло важную роль в национальной экономике. Благодаря односторонней <капиталистизации>, теперь оно обеспечивает лишь 50% - с предсказуемыми для экономики последствиями. Гаити должно <осуществлять реформы>, изменяя тарифы в соответствии с суровыми принципами экономической науки, - но этим принципам, в силу какого-то логического чуда, не подчиняется агробизнес США; он продолжает получать громадные государственные субсидии, увеличенные рейгановской администрацией до такой степени, что к 1987 году они составили 40% валового дохода фермеров. Естественные последствия этого ясны: в докладе USAID за 1995 год отмечается, что <ориентированная на экспорт торговля и политика инвестирования>, направляемая Вашингтоном^, <окажут крайне пагубное воздействие на гаитянских производителей риса>, которых заставят заниматься экспортом сельскохозяйственной продукции более рационально и ради выгоды американских инвесторов, согласно принципам теории рациональных ожиданий^.
Такими методами самую обнищавшую страну во всем полушарии превратили в основного покупателя произведенного в США риса, что ведет к обогащению американских компаний, получающих субсидии от государства. Те, кому выпало счастье получить хорошее западное образование, несомненно, могут объяснить, что прибыли в конце концов просочатся и к гаитянским крестьянам и обитателям трущоб.
Наиболее наглядный пример говорит нам кое-что еще о значении и последствиях победы <демократии и открытых рынков>.
Гаитяне вроде бы усвоили уроки, даже если менеджеры-доктринеры на Западе толкуют ситуацию иначе. По сообщениям прессы, парламентские выборы в апреле 1997 года <произвели на свет> <унылые 5% проголосовавших>, из-за чего возникает вопрос: <Возможно, Гаити не оправдало надежд США?>^ Мы, дескать, пожертвовали столь многим, чтобы дать им демократию, а они неблагодарны и недостойны. Теперь понятно, отчего <реалисты> советуют нам держаться в стороне от крестовых походов, направленных на <глобальное совершенствование> мира.
(Н. Хомский "Прибыль на людях" Отрывок)
Так что, когда Хомский пишет, например о Гаити, то как не крути, он и о России пишет тоже... Схема-то одна.