Какие-то лубочные картинки "России, которую Вы потеряли". А вот химик и агроном А.Н. Энгельгардт, много проработавший в деревне, оставил другие воспоминания:
А.Н.Энгельгардт.
Письма из деревни (1872-1887 гг.)
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ENGLGRDT/Прежде, несмотря на то, что во всех имениях велось хозяйство
и, следовательно, требовалась работа, не было отбоя от желающих
продать свой летний труд и в то же время множество молодежи шло в
Москву на заработки. Молодые ребята из многих дворов жили тогда в
Москве на заработках из года в год, и зиму и лето, присылали из
Москвы порядочно денег, а дворы все-таки были пусты - ни скота,
ни коней. Остающиеся дома хозяева были вечно в долгах,
пьянствовали. Теперь никто в Москву надолго не ходит. "Зачем в
Москву ходить, - говорят мужики, - у нас и тут теперь Москва,
работай только, не ленись! Еще больше, чем в Москве,
заработаешь".
Теперь, если кто из молодежи идет в Москву, то разве только
на зиму, свет увидать, людей посмотреть, пообтесаться,
приодеться, на своей воле пожить. Ходившие прежде в Москву,
вернувшись домой, засели за хозяйство, вплотную взялись за землю,
старики отошли на второй план, перестали пьянствовать - молодежь
не дозволяет, - сделались полезными членами дворов. "Есть старик
во дворе - убил бы, нет старика - купил бы". Перестали ходить в
Москву на заработки, занялись землей, и дворы стали богатеть.
Заметно уменьшилось пьянство в "Счастливом уголке", несмотря
на то, что, вследствие уменьшения кабаков от возвышения цен на
патенты, сильно распространена тайная продажа водки, которая есть
во всех деревнях.
Конечно, и теперь крестьяне гуляют на свадьбах,
в общественные праздники, гуляют здорово, пьют много, больше,
может быть, чем прежде, но отошли праздники - кончилась гульня, и
пьянства нет. Нет пьянства. Куда девалась страсть к пьянству!Пьяницы сделались степенными мужиками, многие вовсе даже
перестали пить. Встретить не в свадебный или не в
общественно-праздничный день пьяного мужика не то что в будни, но
даже в воскресенье - необыкновенная редкость. Гораздо чаще можно
встретить пьяного попа, дьячка или урядника, чем пьяного мужика.
Вместе с уменьшением пьянства
сильно развилась между
крестьянами страсть к охоте. Чуть не все молодые люди - охотники,
чуть не все имеют ружья, кое-где можно увидать и гончую собаку. В
воскресенье, в праздник молодежь отправляется на охоту за
рябчиками, тетеревами, зайцами. Заметно также увеличивается стремление к образованию, к
грамотности. Когда была мода на разведение грамотности, вскоре
после "Положения", и у нас была при волости школа, но в эту школу
приходилось собирать ребят насильно, отцы не хотели отдавать
детей в школу, считали отбывание школы повинностью. Неохотно
отдавали отцы детей в школу, неохотно шли и дети, да и до школы
ли было, когда ребята зимой ходили в "кусочки"? Потом волостная
школа, не знаю почему - мода должно быть прошла, - была закрыта.
Позднее была открыта школа при селе, но и то для поповского сына,
чтобы ему в солдаты не идти, говорили мужики, учеников же в школе
было мало. В последние же годы стремление к грамотности стало
сильно развиваться. Не только отцы хотят, чтобы их дети учились,
но и сами дети хотят учиться. Ребята зимою сами просят, чтобы их
поучили грамоте, да не только ребята, а и взрослые молодцы: день
работают, а вечером учатся грамоте. Даже школы свои у крестьян по
деревням появились. Подговорят хозяева какого-нибудь грамотея-
учителя, наймут у бобылки изобку - вот и школа. Ученье начинается
с декабря и продолжается до святой. Учитель из отставных солдат,
заштатных дьячков, бывших дворовых и тому подобных грамотеев,
получает за каждого ученика по рублю в зиму и содержание.
Относительно содержания учителя родители учеников соблюдают
очередь. Во дворе, в котором находится один ученик, учитель
живет, например, три дня, там же, где два ученика, - шесть дней
и т.д., подобно тому, как деревенский пастух. Изба для школы
нанимается родителями сообща, дрова для отопления доставляются по
очереди, учебные книги, бумага, грифельные доски покупаются
родителями.
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ENGLGRDT/10.htm