Итак ...
Надо определится, что такое "индивидуализм" и "коллективизм".
Мне "нравится" Леон Вальрас ...
Предположим, что имеется племя дикарей и олень в лесу. Этот
олень — вещь полезная, количественно ограниченная, следовательно,
подлежащая присвоению. ....
Если отвлечься от этих отношений с
оленем, то встает еще один вопрос, а именно выяснить — пока олень
еще находится в лесу или же уже убит, — кто его присвоит. Речь идет о
факте присвоения, рассматриваемом именно таким образом, и именно
так рассматриваемый факт присвоения составляет отношение людей
друг к другу. Достаточно сделать всего один шаг в решении вопроса, что
бы убедиться в этом. «Он будет присвоен, — говорит один из соплемен
ников, молодой и энергичный, — тем, кто его убьет. Если вы слишком
вялы или у вас не очень верный глаз, то тем хуже для вас». Другой, по
старше и послабее, возражает: «Совсем не так. Он будет присвоен всеми
нами поровну. Если в нашем лесу всего один олень и вы заметите его
первым, то это не причина, чтобы мы остались без еды». Как видим,
факт по существу моральный и вопрос справедливости или координа
ции судеб людей между собой.
....
Таким образом, способ присвоения зависит от наших решений, и
в зависимости от того, хорошие или же плохие принимаются решения,
способ присвоения будет хорошим либо плохим. Если хорошим, то он
скоординирует судьбы людей между собой, будет удовлетворять спра
ведливости; если плохим, то он подчинит судьбу одних людей судьбе
других, закрепит несправедливость. Какой способ присвоения хорош и
справедлив? Какой способ присвоения рекомендуется разумом как со
ответствующий требованиям моральной личности? Вот проблема соб
ственности. Собственность — это справедливое и рациональное при
своение, присвоение законное.
...
Критиковать эти разные спо
собы с точки зрения справедливости, проистекающей из факта мораль
ной личности, с точки зрения равенства и неравенства, сказать, в чем
они были и все еще остаются порочными, указать единственно верный—
в этом все.
38. Вопрос о распределении общественного богатства в обществе яв
лялся предметом споров с тех пор, как есть общественное богатство и
люди, живущие в обществе. Он всегда обсуждался именно на этой ос
нове, которая является единственно верной и на которой его и надо рас
сматривать. Из всех имевших место систем наиболее известны две, чьи
ми поборниками были два великих мыслителя античности — Платон и
Аристотель. Это — коммунизм и индивидуализм. Итак, что же они
говорят?
«Блага, — говорит коммунизм, — должны присваиваться сообща.
Природа дала их всем людям и не только тем, кто живет сегодня, но и
тем, кто будет жить в будущем. Делить их между индивидами значит от
чуждать достояние сообщества и будущих поколений, значит ставить
людей, которые появятся на свет после этого дележа, в положение лю
дей, лишенных ресурсов, которые приготовило им Провидение, значит
препятствовать достижению их цели и исполнению их судьбы».
«Блага, — отвечает индивидуализм, — должны присваиваться инди
видуально. Природа создала людей, не равных по добродетели и талан
ту. Заставлять тех, кто трудолюбив, ловок, бережлив, класть в общий
котел плоды своего труда, своих сбережений значит грабить их в пользу
тех, кто ленив, неловок, расточителен, значит лишать их всех ответствен
ности за движение (плохое или хорошее) к достижению своей цели, за
моральное или аморальное исполнение своей судьбы».
Здесь я остановлюсь. Кто прав: коммунизм или индивидуализм?