Постоянством нравственного подвижничества Конфуций завоевал абсолютное доверие жителей государства. Но, с другой стороны, нарастала неприязнь со стороны высших сановников, жаждущих исключительно власти и наживы, поэтому осуществлять строительство «правильного государства», Новой Страны, было очень нелегко. Как говорил сам Учитель Кун-цзы — «нет ничего труднее». Но истинной мерой заслуг была для него благодарность народа. Заботу о людях, уважение к их нуждам он относил к числу важнейших обязанностей правителя, ибо «безнравственно требовать от своих подданных возвышенности духа, обрекая их на нищету и лишения». Мыслитель утверждал также, что надо не только накормить своих подданных, но и обучать их, а управление государством «должно находиться в руках добрых мужей — аристократов духа». Мудрость правителя как раз и заключается в том, чтобы «возвышать добрых мужей», а «малейшее ослабление нравственных усилий, забвение правды сердца губит людское согласие и ввергает мир в хаос».
И вот, в 501 году до н.э. в его родном царстве Лу приходит к власти молодой правитель Дин-гун. Наслышанный о мудрости Учителя Кун-цзы, он решает встретиться с ним и привлечь к управлению государством.
Почти четыре года Конфуций закладывал основы Новой Страны на своей родине, но тщательно спланированная интрига правителя соседнего царства Ци — Цзин-гуна — расстроила этот план. Изучив слабости Дин-гуна, он прислал ему в подарок ансамбль певиц и танцовщиц из восьмидесяти самых красивых девушек царства, а также сто великолепных лошадей. В результате Дин-гун стал дни и ночи проводить в развлечениях, перестал интересоваться делами государства и не принимал больше ежедневные доклады.
Удалось ли Конфуцию построить Новую Страну? Можно смело сказать, что да, так как, хотя она просуществовала всего четыре года, вызванный ею резонанс ощущается в Китае до сих пор.
Конфуций
ИЗ «Лунь Юй»
(«ИЗРЕЧЕНИЯ»)
Из гл.1
2. Ю-цзы4 сказал: "Мало людей, которые, будучи почтительными к родителям и уважительными к старшим братьям, любят выступать против вышестоящих. Совсем нет людей, которые не любят выступать против вышестоящих, но любят сеять смуту. Благородный муж стремится к основе. Когда он достигает основы, перед ним открывается правильный путь. Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям - это основа человеколюбия" 5.
3. Учитель сказал: "У людей с красивыми словами и притворными манерами мало человеколюбия".
5. Учитель сказал: "Управляя царством, имеющим тысячу боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время" 7.
6. Учитель сказал: "Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его - уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг" 8.
7. Цзы-ся9 сказал: "Если кто-либо вместо любви к прекрасному избирает уважение к мудрости, отдает все свои силы служению родителям, не щадит своей жизни, служа государю, правдив в отношениях с друзьями, то, хотя о нем и говорят, что он не обладает ученостью, я обязательно назову его ученым человеком" 10.
8. Учитель сказал: "Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны. Стремись к преданности и искренности; не имей друзей, которые бы уступали тебе [в моральном отношении]; совершив ошибку, не бойся ее исправить"5.
14. Учитель сказал: "Когда благородный муж умерен в еде, не стремится к удобству в жилье, расторопен в делах, сдержан в речах и, чтобы усовершенствовать себя, сближается с людьми, обладающими правильными принципами, о нем можно сказать, что он любит учиться".
16. Учитель сказал: "Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том,
что ты не знаешь людей".