«Неупиваемая чаша» в АлуштеОлег СЛЕПЫНИН 18.05.2012 01:01
В Алуште теперь заведено: 18 мая, в день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», от храма во имя Всех крымских святых и святого великомученика Федора Стратилата совершается крестный ход – к дому-музею Ивана Шмелёва. Святой образ, накануне доставленный в церковь, возвращается после Литургии в дом великого русского писателя.
Любящим творчество Шмелёва – неудивительно. Радостно.
В Алуште в разгар Гражданской войны, в 1918 году, Иван Сергеевич написал небольшую повесть – «Неупиваемая чаша». Это шедевр, без которого русская литература – «не полная», и русский человек – «не весь».
Повесть, на первый взгляд, о том, как возникла, какими душевными силами, каким житейским опытом сотворена икона, почитаемая народом чудотворной. Но это рассказ и о том, какими душевными движениями созидалась вообще Святая Русь, рассказ о разрушении грязи и греха и явлении божественной, спасительной благодатной красоты и силы.
Икона «Неупиваемая Чаша» была прославлена во Владычном монастыре Серпухова в 1878 году и почитается помощницей человеку в его борьбе с болезнью пьянства, курения, наркомании. Икона была словно б дарована нам в тот момент, когда водочное море стало подтапливать Русь. Не случаен, конечно, и Серпухов – форпост русского княжества, стоявший крепостью на пути и монголо-татарских, и литовско-польских завоевателей.Сказание о явлении чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» было записано монахиней Елизаветой, которая прислуживала святой иконе до своей кончины (†1910). Матушка Елизавета рассказывает, что «один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел слабость к вину. Он пропивал всё в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги. Но и при этом он не переставал пить.
Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит ему: “Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою и телом”. Но крестьянин, несмотря на то что сон, видимо, был необыкновенный, не пошёл в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша денег…».
По преданию, ещё дважды солдату являлся старец.
Путь от Ефремова до Серпухова в те времена был не близок. Это сегодня расстояние в 225 километров на автобусе можно преодолеть за 3 часа.
Обезноженный крестьянин двигался на четвереньках. Таков был страх Божий. Нам бы так в святых делах. Сказание продолжает о страдальце: «По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей.
На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, напоила и, в облегчение болезненности ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь. И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спуская их с печи, пробует встать на ноги. Хотя и очень слабо, но он может стоять на ногах!..»
Да ведь и Церковь учит:
сделай к Богу шаг, Он только этого ждёт, сразу и руку подаст!
Добрался страдалец в Серпухов уже на костылях. И действительно была найдена во Владычнем монастыре необыкновенная икона, на обороте которой обнаружилась надпись «Неупиваемая Чаша». Был отслужен молебен… А в образе старца Варлаама – строителя монастыря, к чьей раке подвели путника, он узнал являвшегося ему во сне старца.