ПОЛШАГА ВПЕРЕД, ПОЛШАГА НАЗАД
Но нельзя не заметить, что позиция НАТО и его «главного идеолога» – США постепенно начинает меняться. В постпредстве России в Брюсселе с удовлетворением отметили заявление замгоссекретаря Соединенных Штатов по политическим вопросам Уильяма Бернса, который на заседании сенатского комитета по международным делам в завуалированной форме признал, что войну на Кавказе спровоцировала не Россия, а действия Грузии против Южной Осетии. Он отметил, что США просили этого не делать. Высокопоставленный американский дипломат согласно официальной стенограмме его выступления сказал: «Вступление Грузии в югоосетинскую столицу дало России предлог для ответа, который быстро вышел за пропорции действий, предпринятых Грузией».
Глава госдепартамента США Кондолиза Райс, выступая в германском фонде Маршалла в Вашингтоне, также отчасти возложила вину на Грузию за нападение на Южную Осетию, констатировав факт агрессии. Однако продолжила крайне жесткую критику России за «сворачивание свобод, избирательное применение закона, всеобъемлющую коррупцию на различных уровнях российского общества и параноидальные агрессивные порывы».
Райс с сарказмом подчеркнула, что независимость Абхазии и Южной Осетии наряду с РФ признали пока только Никарагуа и палестинское движение ХАМАС, заметив с иронией, что это вряд ли можно назвать «триумфом российской дипломатии». Госсекретарь сказала, что Россия уже расплачивается за свои действия: соглашение о мирном ядерном сотрудничестве отозвано из Конгресса США, а шансы Российской Федерации на вступление в ВТО и ОЭСР подорваны. Райс недвусмысленно пригрозила: в Государственном департаменте, мол, рассматривают и другие меры воздействия на Москву.
С афганской проблемой Североатлантический альянс не справляется.
РИТОРИКА ПОГОДЫ НЕ ДЕЛАЕТ
Какие это меры, пока не понятно. Выбор их у Вашингтона весьма ограничен. Все, о чем говорила Кондолиза Райс, в равной степени выгодно как России, так и США. В том числе и соглашение по мирному использованию ядерного топлива. Если учесть, что до 40% американских АЭС работает именно на российском уране, то кто больше потеряет от отозванного из Конгресса соглашения, еще нужно подсчитать. Тем не менее уже очевидно, что грозные заявления, звучащие из-за океана, не производят на Москву никакого впечатления. Так же, как и предложение министра обороны США Роберта Гейтса создать в НАТО силы быстрого реагирования для сдерживания России.
Шефу Пентагона уже ответил заместитель председателя комитета Государственной Думы по международным делам Андрей Климов. Он сказал, что создание таких сил, которое произойдет без контроля Совбеза ООН, может «в случае обострения ситуации спровоцировать третью мировую войну». «Паранойя – она и есть паранойя, – заметил российский парламентарий. – Люди сами себе ужастиков нарисуют, а потом с ними начинают бороться. Но на самом деле это вещь опасная по одной простой причине: когда у вас на стене висит ружье, оно рано или поздно может выстрелить».
И все же накал страстей начинает спадать. Понятно, что риторика погоды в международных делах не делает, хотя и осложняет их. Реакция НАТО на ситуацию в Закавказье показала, что альянс забуксовал. Он бессилен предпринять что-либо реальное против России. Во-первых, потому, что повод, как ни крути, минимальный для какого-либо серьезного противодействия. Тем более что он спровоцирован именно грузинской агрессией и, в перспективе, если не притормозить продвижение безответственных авантюристов из Грузии в альянс, может действительно вызвать третью мировую войну, которая никому не нужна. В Европе абсолютно точно.
Во-вторых, Североатлантический альянс, как и США, плотно увяз в Ираке и Афганистане, где появился новый фронт вооруженной борьбы – на границе с Пакистаном, в зоне племен. НАТО не в состоянии найти дополнительные военные резервы, чтобы сконцентрировать их на границах России. Да и правительства европейских стран на это не пойдут.
Есть еще одна проблема, решение которой для НАТО без России будет крайне затруднено. Это борьба с террористами – с «Аль-Каидой» и Талибаном в том же Афганистане. Без переброски грузов через российскую территорию, мирных, а в перспективе и военных, так как путь со стороны Пакистана становится все сложнее, успех миротворческой акции атлантистов вызывает очень большое сомнение. А в Брюсселе связывают испытание альянса Афганистаном как проверку на его дееспособность. Натовской бюрократии не хочется потерять теплые и хорошо оплачиваемые места в центре Европы.
Риторикой, считают военные эксперты, все и закончится. Сотрудничество с НАТО России нужно ровно настолько, насколько это нужно НАТО. Ни больше и не меньше. Так что лучше забыть про односторонние требования. Пора признать то, что есть, и налаживать сотрудничество с существующей базы. Другой альтернативы нет, если Североатлантический альянс хочет сохранить свое влияние в Европе и мире.