А какова была судьба тех, кто остался в России, не разделяя взгляды большевиков? Уже летом 1922 года состоялся процесс над руководством партии эсеров. Среди 15 обвиняемых. приговоренных к смертной казни, были евреи А.Р.Гоц, М.Я. Гендельман, Л.Я. Герштейн. И хотя под давлением международной общественности они тогда быт амнистированы, позднее их снова арестовали и казнили. В начале тех же 20-х годов, не успев бежать из России, был арестован один из лидеров меньшевиков Марк Либер (М.И. Гольдман), его сослали в Среднюю Азию, а в 1937 году расстреляли. Но ведь после Февральской революции он был членов исполкома Петроградского совета и входил даже в состав президиума ВЦИКа.
Вспомним, что говорил по этому поводу Павел Николаевич Милюков, лидер партии кадетов, министр иностранных дел в первом составе Временного правительства: «Если массы нужно приобрести, то власть нужно запугать. И создается вариант антисемитской легенды, легенды о еврее - создателе русской революции. Это он создал русское освободительное движение, это он работал в печати, революционных организациях, он ходил с красными флагами... Русский человек, который бы этому поверил, показал бы тем самым, что он не уважает русский народ. Сказать, что только еврей мог помочь русскому народу освободиться - значит сказать, что без еврея русский народ не вышел бы на путь собственного освобождения. Нет, как я ни уважаю исключительную талантливость еврейского народа, но я не откажу русскому народу в способности своими силами участвовать в собственном освобождении».
А вот что писал в начале 20-х годов один из основателей партии кадетов, депутат Государственной думы всех созывов Федор Измаилович Родичев: «Большевики - это власть жидов, говорят нам. Откуда это? Большевиков вознесла к власти разлагающаяся армия, а не евреи. Не евреи убивали в Ленинграде защищавших Временное правительство юнкеров. Не евреи бомбардировали Москву. Матросы-убийцы, плававшие не по морю, а по крови офицеров, не евреи. Убийцы, большевизма ради, во всех уездных городах и особенно весях земли русской не евреи. Те, кто по призыву Ленина бросились на грабежи усадеб и убивали по системе и с наслаждением... не евреи, а подлинные русские обыватели». Ф.И. Родичев высказывал убеждение, что большевизм не может принести блага еврейству. Большевики «разорили буржуазию, остановили промышленность, пролетариат оставили без работы, торговлю запретили, погромы прошли по еврейским городам и, говорят, это еврейское господство, большевизм - это еврейский заговор? Если все, что случилось, дело рук еврейства, правильнее было бы сказать, что это не господство, а их самоубийство».
Все евреи не могли поддерживать большевизм уже хотя бы потому, что значительная часть из них в дореволюционной России была связана с торгово-предпринимательской деятельностью и потому никак не могла приветствовать экономическую и социальную политику коммунизма.
Те же евреи, которые принимали участие в революции, не отождествляли себя с еврейством как таковым. Показателен следующий, факт. К Троцкому однажды явилась депутация киевских раввинов с просьбой защитить их от местных властей, решивших закрыть главную городскую синагогу. Просители явно рассчитывали, что у своего соплеменника Троцкого они скорее найдут понимание и поддержку, чем, скажем, у русского Калинина или грузина Сталина. Но он не пожелал даже обсуждать с ними этот вопрос. «Я не еврей, - грубо сказал Троцкий, - я интернационалист». И это было действительно так. Утверждение, что Октябрьская революция дело рук евреев и международного иудейства, беспардонная ложь. И, как всякая ложь, ничего общего не имеет с действительными фактами.
Яков Этинге