Часть 1
Есть большая вероятность, что весенние российские президентские выборы будут последними довоенными
Сирия стала горячей темой еще в тот период, когда шли бои за Ливию, но в последние недели проблема резко усугубилась. Да и иранский вопрос, хотя предварительная подготовка была очень длительной, перешел из стадии информационных баталий в стадию холодной войны и активной предвоенной деятельности. Достаточно сказать, что если в 2011 году войну в Иране почти все эксперты считали маловероятной, то теперь обсуждается только вопрос, когда будет нанесен удар – весной, летом или удастся дотянуть до итогов выборов в США.
Поэтому есть очень большая вероятность, что весенние российские президентские выборы будут последними довоенными. Шансы на начало большой региональной войны (возможно, в виде цепи острых локальных конфликтов на огромном пространстве от Центральной Африки до Пакистана, Средней Азии, Кавказа) очень велики. Первые вспышки, которые усиленно поливают керосином, мы уже наблюдаем: теракты в Нигерии, боевые действия в Сомали и Судане, напряженность в Алжире, сползание Ливии и Египта в полный хаос, столкновения в Йемене, лихорадочная гонка вооружений арабских стран (в первую очередь монархий), видимое желание повоевать у Израиля – от прямых угроз в сторону Ирана до мыслей о «маленькой победоносной войне» в секторе Газа или Ливане, концентрация сил НАТО в Ближневосточном регионе, удары американцев по территории Пакистана...
Устоять Сирии и Ирану в такой ситуации будет крайне сложно и даже невозможно без внешней поддержки. Сейчас Сирия и Иран для России и Китая – это линия фронта, и отступать нельзя. Следующие в списке на «модернизацию» – мы. Ясно, что иранский режим не очень симпатичен России, нам невыгоден шиитский халифат в южном подбрюшье. Но и его поражение, развал Ирана на части России тоже не нужен. К примеру, есть возможность выделения арабов (Хузестан), азербайджанцев (Южный Азербайджан – провинции Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Зенджан, Ардебиль), курдов (провинции Курдистан, Западный Азербайджан, Керманшах), белуджей (Систан и Белуджистан). Причем в Баку уже почувствовали эту возможность и заговорили о переименовании своей страны в Северный Азербайджан; таким образом, выйдет, что Азербайджан – это разделенная страна и народ, как Корея, и можно будет при удобном случае потребовать «воссоединения». К тому же шансов на строительство шиитского халифата мало, конкуренты сильные – суннитские монархии с проектом «Великого суннитского халифата», Турция, да и враги мощные – США, Израиль и их союзники. Поэтому для России Иран попадает в категорию «враг моего врага…».
С Сирией проще: она для нас – не потенциальная угроза, а скорее даже союзник. Через Сирию мы можем восстановить свое военное присутствие в Средиземноморье. К тому же там проживают тысячи наших бывших сограждан, они имеют право на защиту России. Есть и значительные экономические интересы, включая продажу, обслуживание, модернизацию вооружений, техники. Именно поэтому решение о продаже партии учебно-боевых самолетов Як-130 в январе 2012 года, в такой тяжелый для Дамаска момент – это важный шаг поддержки сирийского режима. Очень важно защищать Сирию до последнего и на дипломатическом уровне.
К сожалению, устоять у Сирии шансов мало, вопрос времени, когда внешние силы вмешаются открыто. Пока идет процесс борьбы самых боеспособных и верных подразделений Дамаска (Республиканская гвардия, 4-я танковая дивизия, части спецназа и т. д.) против бандформирований. «Мирной оппозицией» этих людей назвать нельзя, т. к. потери силовиков – примерно 2:3 (из 5000 погибших около 2000 приходится на представителей правоохранительных органов и вооруженных сил). Прочие части ВС сохраняют лояльность Дамаску, но используются больше для охраны порядка.
Судя по всему, в первую очередь будут валить Сирию. Против режима Асада выступают монархии Персидского залива во главе с Эр-Риядом и Дохой, Турция и англосаксы. Иран – более мощный противник, к тому же он не ослаблен годом внутренних волнений и экономической блокадой. При дальнейшей активизации боестолкновений в Сирии, на фоне истерики, которую устраивают «Аль-Джазира», «Аль-Арабия», «Евроньюс», CNN, ВВС и прочие мировые СМИ, интервенты вполне могут заявить, что ООН не может обеспечить мир в Сирии. На Лигу возложат миссию по принуждению к миру «кровавого сирийского режима». Но, учитывая низкие боевые возможности стран ЛАГ, помощь им окажут Турция и страны НАТО. Вряд ли это будет прямое вторжение, особенно на начальном этапе. Так, уже озвучен сценарий создания буферных «зон безопасности» на границе с Турцией и Иорданией. А основную роль будут играть различные бандформирования, которые уже получают всестороннюю поддержку со стороны Эр-Рияда, Дохи, Анкары, англосаксов. А дальше уже вопрос времени, сколько выдержат Дамаск, верные ему войска и население, когда оно окажется на грани решения – «все что угодно, лишь бы наступил мир».