Кое-что по теме.
Доклад
командующего военно-воздушными силами Фронта резервных армий заместителю Народного Комиссара Обороны Союза ССР о мерах повышения боеспособности военно-воздушных сил
(28 июля 1941 г.)
Сов. секретно
Заместителю Народного Комиссара обороны СССР
генерал-лейтенанту авиации Жигареву
На основе краткого опыта войны считаю, что ВВС КА несут значительные потери в личном составе и материальной части и не дают полной отдачи по следующим причинам:
1. Слабой подготовки летно-технического состава, прибывшего на фронт на новой матчасти (ЛАГГ, МИГ-3, ПЕ-2, ИЛ-2, ЯК-1 и т. п.). Так, например, прибывшая в мое подчинение дивизия полковника Зотова в первый же день вывела из строя 7 самолетов (2 ПЕ-2, 2 ИЛ-2, 2 ЛАГГ и МИГ-3) из общего числа 32 самолетов, причем самолеты разбиты при взлете и посадке. Два ИЛ-2 разбиты командиром эскадрильи и его заместителем при взлете и посадке.
Летно-технический состав, в том числе и руководящий состав, слабо усвоил эксплуатацию материальной части на земле и в воздухе.
2. Слабой штурманской подготовки летного состава, в результате чего происходят "блудежки" и вынужденные посадки вне аэродрома. Так, например, в 38 иад с 15 по 26.7.41 года было 16 случаев потери ориентировки, в результате чего 9 самолетов разбито и 2 человека погибло; в дивизии полковника Зотова с 22 по 26.7.41 г. - 4 случая потери ориентировки при одной поломке самолета. В дивизии полковника Белова в первый же день вылета на боевое задание не вернулись на свой аэродром 7 самолетов, причина - потеря ориентировки.
3. Отсутствие системы в снабжении частей и соединений ВВС. Так, например, 31 сад (командир - полковник Руденко), 12 сад (командир - полковник Аладинский), 38 иад (командир - генерал-майор авиации Евсевьев), дивизия полковника Зотова (номера не имеет) и 10 сад (командир - полковник Белов) прибыли на фронт без тылов, на неподготовленные в материальном отношении аэродромы.
Я вынужден был приказать командирам авиадивизий подчинять себе находящиеся в районе их расположения батальоны аэродромного обслуживания, не имеющие обслуживаемых частей, и, таким образом, обеспечил боевую работу этих соединений.
Отсутствие головных армейских авиаскладов и станций снабжения, а также в штабе ВВС фронта начальника снабжения и ремонта Отдела тыла ВВС значительно затруднило планирование, снабжение частей и организацию восстановления матчасти на полевых аэродромах.
Тыл ВВС громоздок и не отвечает основным свойствам авиации - подвижности и большой мобильности. Тыл авиации (бао) должен быть полностью моторизован, чтобы не загружать при перемещении железной дороги и быть способным при перебазировании на новый аэродром передвигаться на автотранспорте. Кроме того, бао должен быть численно сокращен в два раза и может быть более, ибо численность самолетов в обслуживаемых ими полках также сокращена сейчас в два раза.
Такая неорганизованность тыла ВВС, бессистемность в снабжении приводила к срыву боевых заданий и создавала трудные условия для выполнения боевых приказов высшего командования.
4. Отсутствие системы и мобильности в восстановлении частей ВВС, имеющих большую убыль в материальной части, но малые потери среди летно-технического состава. Так, например, в 38 иад с 22.7.41 года имеется свыше 30 человек летчиков и такое же количество техсостава без матчасти, но указаний, куда их направлять для получения материальной части и быстрейшего их возвращения вновь на фронт до сих пор нет, несмотря на мои неоднократные запросы. Много летчиков и техсостава и в других авиасоединениях.
Мое личное мнение - отправлять для восстановления не отдельные экипажи, а целиком части с целью сохранить традиции и спайку среди личного состава частей, добытых в ходе боевых действий. Или пополнять их материальной частью путем доставки ее из тыла на фронт.
Целесообразно создать фронтовые резервные авиаполки, где бы происходило быстрое восстановление частей, потерявших в боях матчасть, но сохранивших кадры.