(борьбу с коррупцией нужно начинать с себя)
Выступая на координационном совещании руководителей правоохранительных органов 26 сентября, генеральный прокурор Чайка снова говорил о борьбе с коррупцией в России, но единственным отличием этой речи от всех его предшествующих выступлений является предложение сформировать при генпрокуратуре межведомственную рабочую группу из числа представителей всех существующих в стране правоохранительных организаций. Это очень похоже на Чайку: после стольких лет работы вместо реальных мер по пресечению коррупции предложить создать новую бюрократическую структуру, контроль над которой позволил бы ему сконцентрировать в своих руках еще больше полномочий. С момента назначения бывшего главы Минюста на нынешнюю должность мы видим от него лишь постоянную борьбу с другими службами за право передавать своим людям влиятельные посты и контролировать расследование дел, связанных с коррупцией, а, главное, за то, чтобы ни в коем случае не допускать проведения подобных расследований в отношении самой генеральной прокуратуры.
Тот ли это человек, которому можно было бы доверить проведение антикоррупционной кампании?! Орудие для очищения общества и власти должно быть безупречным, а про Чайку и его сподвижников, которых он посадил на руководящие должности, такого сказать никак нельзя, хотя бы потому, что генеральный прокурор столь упорно противится любым проверкам деятельности своих подчиненных. Им явно есть, что скрывать, и учитывая, сколько всего ходит о Чайке компрометирующих слухов, нетрудно доискаться причин, по которым генпрокурор не желает сделать работу своего ведомства более прозрачной. Юрию Яковлевичу, говоря казенным языком, приписывается больше «криминальных эпизодов», чем любому другому чиновнику столь же высокого ранга! Тут и вопиющие злоупотребления должностным положением в бытность областным прокурором - незаконная коммерческая деятельность, вымогательство, присвоение государственного имущества, и участие уже в качестве заместителя, а затем исполняющего обязанности генерального прокурора РФ во всевозможных тайных делах ельцинской «семьи», таких как устранение неугодных правящему клану лиц, начиная с собственного шефа Скуратова, отмывание денег, ликвидация последствий громких скандалов, вроде пресловутой истории с коробкой из-под ксерокса. Помимо перечисленного за Чайкой числятся более чем сомнительные игры с государственной собственностью на посту главы Минюста - взять хотя бы «необъяснимую пропажу» имущества министерства юстиции в Сочи, присвоение ведомственной недвижимости в Москве и Ленинграде, скупку домов в Иркутске и другие такого рода аферы. А ведь есть еще откровенно криминальный бизнес сына Юрия Яковлевича - Артема Чайки, поддерживающего тесные связи с несколькими влиятельными преступными группировками и пользующегося служебными удостоверениями генпрокуратуры для обеспечения собственной неприкосновенности и неприкосновенности своих ингушских «партнеров».
За каждым из перечисленных пунктов стоят миллионы украденных у государства и частных лиц средств, а в некоторых случаях -человеческие жизни. Как же может человек, подозреваемый в совершении подобных преступлений, возглавлять борьбу с коррупцией?! Любой высокопоставленный чиновник на Западе в подобной ситуации давно уже подал бы в отставку или, по крайней мере, настаивал бы на проведении немедленного расследования в отношении каждого приписываемого ему противоправного действия. Чайка же не только пытается сделать неуязвимым для судебного разбирательства себя самого, но всеми доступными - и по большей части противозаконными - средствами препятствует проведению расследования в рамках уже заведенных уголовных дел, касающихся его ближайших помощников, друзей и знакомых. Подобная позиция объективно придает дополнительный вес и правдоподобность всем выдвигаемым против генерального прокурора обвинениям.