4. Извращение понятия равенства.
Принцип равенства лежит в основе капиталистьной демократии. Всякая иерархичность=неравенство, основанная на моральном достоинстве личности, при этом, отвергается. Так в нашей стране имеют равные права участвовать в выборах в органы власти: наркоманы, явные алкоголики и даже некоторые люди с уголовным прошлым. Но зато нет равенства по капиталу (часто нечестно нажитому) – более богатый имеет больше прав.
5. Искажение понятия культуры.
При пропагандируемом релятивизме в познании истины, при сложившемся мнении, что человек есть мерой всех вещей, получается, что культура – это проекция конкретного человека, социальной группы, и выражает только их индивидуальность. При таком взгляде на культуру она перестаёт быть авторитетом для нравственного воспитания человека.
§ 6. Отсутствие любви к ближнему.
Наконец, одной из особенностей современного человека является переживаемое им чувство одиночества, как утрата связей с окружающим миром и недоверие к своим близким, даже к своим детям и родителям. Оно является следствием сложившегося в обмирщенном обществе представления о свободе (смотри выше), которое отчуждает человека от общества, ибо обмирщённое, не христианское понимание свободы, являет собой отсутствие любви к ближнему. Эгоцентрист, чуждый всему существующему в мире, любит только себя. А между тем совершенно очевидно, что любовь к ближнему это средство к самосохранению человечества и отдельного человека, особенно в наше время большой плотности населения на 1 кв. км. Простой пример обнаруживает это. Представьте 2 толпы людей находящихся в постоянном движении. В одной толпе каждый человек стремится, чтобы ему не наступили на ногу соседи, в другой толпе каждый стремится не наступить на ногу своему соседу. В какой толпе будет меньше отдавленных ног? Естественно во второй. Потому, что стремление не наступить на ногу соседу происходит из любви к своему ближнему, которая от Бога.
Обмирщение с её последствиями привела человеческое общество к духовному кризису. И теперь существует не только опасность лишиться жизни, но и потерять человеческую сущность – образ Божий.
7. Появление новой системы ценностей.
Три фактора являются характерными для современной ментальности:
-оценка действительности через её полезность, минуя «идеологические призмы», навязывающие свое представление о действительности;
-недоверие ко всякой идеологии;
-дух борьбы за исправление конкретных условий жизни людей.
Оценка действительноости уже не направляет к трансцендентному, к вертикали, но к прагматической, потребительской горизонтали.
Недоверие к идеологии побуждает искать смысл жизни не в стремлении к трансцедентному, «высшему», а в потребительстве. Питается недоверие к морали, основанной на трансцентных принципах, но не дающей материальной пользы. Если и существует какая-либо мораль, то это мораль, зависимая от обстоятельств.
Все права человека записаны в конституциях, но в действительности экономическое и культурное неравенство столь велико, что эти права остаются абстрактными. Не достаточно декларировать свободу, если в действитель-ности ею пользоваться невозможно.
Недоверие к идеологии склоняет людей к изменению общественных, культурных, экономических, политических условий существования насиль-ственными средствами, что и происходит в форме криминальной революции.
Главными причинами обмирщения нравственной жизни в России (не вдаваясь более глубоко в происхождение зла, ибо эта тема не уложится в рамки Манифеста,) были:
1. Активная деятельность антихристианских организаций по распрос-транению атеизма, ограничению влияния Церкви на общество (христианский сепаратизм разных видов, масонство и законодательное отделение Церкви от государства, школы, средств массовой информации), вызвавшая удаление Церкви из общества.
2. Образование богоборческих правительств и государств, поведших целеустремленную борьбу с Церковью вплоть до преследования её в уголовном порядке (коммунизм, гитлеризм). Этический капиталистизм европейских и американских правительств).
Эти причины породили в жизни современного человека огромный перевес в пользу материального и в ущерб духовному.
«В наши дни большинство людей жаждет не духа, а наслаждений. Но что еще ужаснее и фатальней—человечество наших дней выдвинуло теории, оправдывающие и обосновывающие такую жизнь. Таковы учения: гедонизма, сводящего смысл жизни к наслаждениям, утилитаризма, основывающегося на пользе, экономического материализма, с его классо-вой борьбой и равным распределением земных благ и наслаждений, и т. д. ...Страшно то, что люди наших дней не хотят иного.»( Ильин И. А. Кризис безбожия. - Соч. в 10 тт.).
В результате глобальной секуляризации в российском обществе возникло безразличие к религиозным проблемам.