Смотря на каком этапе развития процесса рассматривать этот вопрос.
Первые признаки начинающегося кризиса в СССР заметил еще Сталин после войны. Как водится, он вызвал на "ковер" науку. Ответ ее о причинах было логичен: у капиталистов есть наука "Экономика", а у нас "Экономики социализма" нет. Поэтому и кризиные явления. Естественно, Сталин дал распоряжение создать эту науку. Что из этого получилось, отлично знают те, кто ее изучал.
Вторым кто обратил внимание на начинающийся кризис был, естественно, Хрущев. Он также вызвал на "ковер" АН СССР. Ответ ее также был логичен: дескать у капиталистов частная собственность, поэтому они богатеют, а у нас - государственная, которая душит... зажимает иницативу... не дает... и пр. Но Хрущев был хохол, и ему так просто макаронные изделия на уши не развесишь. Поэтоу он и задал вопрос АН СССР: что такое частная собственность, а что - государственная. Веятного ответа от нее он так и не дождался (нет его и сегодня, ибо таких видов собственности в природе не существует). Когда Хрущев был в США, он задал этот вопрос тем же капиталистам. Ответа от них также не последовало. Вернувшись в СССР, Хрущев на свой страх и риск принял свою концепцию собственности - общенародной собственности. Ее народ тут же окрестил: все вокруг народное, все вокруг мое. Слава Богу, Хрущева вовремя остановил Брежнев.
Хрущев также задал вопрос АН СССР: сколько лет мы можем продержаться? Ответ известен всем: если мы в течение 20 лет не построим коммунизм, СССР развалится. Поэтому Хрущев взялся за создание Программы построения коммунизма, и объявил народу: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Надежда его была связана с тем, что АН СССР за это время сумеет создать не только науку "Научный коммунизм", нои Программу по выводу СССР из кризиса.
Этим обстоятельством была обусловлена политика Брежнева. Он взялся всячески "укреплять" науку (ученые стали плодиться, как грибы после дождя), но результата их деятельности так и не было.
С приходом Андропова ситуация несколько изменилась. Он, види немощь АН СССР в этом вопросе, дал поручения создать эту Программу не только самим ученым, но и тем, кто имел возможность это сделать. Слава Богу, после ухода Андропова пришел Черненко. Он своим бездействием дал нам время для разработки этой программы. К приходу Горбачева, эта программа уже создавалась. В 1986-м ему было доложено, что разработка уже близится к завершению (работы осталось на год), и даны были некоторые характеристики нового социума. Горбачев тут же объявил народу, что "процесс пошел...", что нам нужно "новое мышление...".
В сентябре 1987-го эта разработка была уже готова к внедрению, а с осени того же года она внедрялась явчным порядком. Называлась эта разработка тогда Целостная концепция перестройки.
В рамках это концепции была создана Госкомприрода (ее задача была охранять не природу, а природу вещей, упразднить бесхозяйственность, осуществить приватизацию...). Но делать ей это не дали, поскольку тогда воровать стало бы невозможно. В рамках это концепции было создано и Госкомобразование. Его задачей было не только осуществить коррекцию системы образования, но и создать общество, внедрив новую идеологию и философию государства (КПСС уже была не в состоянии это делать).
После создания этих двух структр (их должно было быть 12), АН СССР заблокировала саму перестройку. Тогда ей было предложено рассмотреть Целостную концепцию перестройки, и дать заключение, можно ли ее внедрять, или нет. АН СССР отказалась от этой работы. В Сущности, она заняла позицию: пусть погибнет страна, пусть погибнут и обнищают миллионы людей, но мы рассмотрения Целостной концепции перестройки не допустим (заметьте, не внедрения, а только лишь рассмотрения). В сущности, это был смертный приговор СССР. Спасти его могла только лишь гласноть. Ее режим и был объявлен Горбачевым. Но наши журналисты наотрез отказались печатать информацию о Целостной концепции перестройки. Требовали они рецензию от АН СССР, которая, как уже было сказано, наотрез отказалась ее рассматривать.
После уже этого "демарша" СМИ, спатси СССР было уже невозможно, и через год, после вынесения смертного приговора СССР (случилось это 7 марта 1988 г.) Горбачев подписал его: "Мы отказываемся от различного рода прокрустова ложа схем". Через год, 12 июня 1990 г. ЕБН, добровольно взяв на себя функции палача, расформировал СССР. Констатацию этого события была оформлена в Беловежском соглашении, а в декабре 1991-го состоялись уже "похороны" СССР.
Если объективно, то СССР был предан. Вначале учеными, потом журналистами, потом - политиками, а потом уже и народом (голосования, референдумы и пр.).
Так что однозначно ответить на заданный в теме дискуссии вопрос возможным не представляется. Мы могли это сделать (спасти СССР) до 7 марта 1988-го, но после этой даты просто не захотели даже слышать о такой возможности. Слушали мы, раскрыв рот, ЕБН, А.Сахарова, Собчака.