Кому в древности принадлежало имя Сатана?
В материалах многих сайтов сети Интернет можно обнаружить антагонистическое противопоставление образа с именем Иисус образу с именем Сатана. Но ведь это не совсем верно. Ведь имя Сатана в истории "засветилось" значительно раньше имени Иисус.
У пророка З[а]харии читаем:
И показал Он мне Иехошуу, первосвященника, стоящего пред ангелом Господним, и Сатана, стоящего справа от него, чтобы обвинять его (леситно). И сказал Господь Сатану: разгневается Господь на тебя, Сатан, разгневается на тебя Господь, избравший Иерушалаим.
Перед нами одно из крайне редких (кроме книги Иова) в ТАНАХе явлений Сатана. При этом его роль предельно ясна: он обвинитель, он препятствие на пути народа Исраэля на родину из галута. Так же неожиданно, как появился, Сатан исчезает из видения. Господь принял решение – и наступил черед ангела вразумлять первосвященника.
В "Евангелии" (от Матфея) Дьявол выступает в традиционно танахической роли искусителя, предлагая Иисусу превратить камни в хлеба, броситься вниз с Храма, предлагая власть над всеми царствами мира, взамен требуя одного – ему, Сатане, поклониться. На каждое предложение у искушаемого есть ответ – стихи из Торы и Псалмов. В конце концов, искушающий покидает сцену, а его место занимают ангелы.
Стать достоянием европейской культуры и определить отношение к себе выходцев из нее САТАНА (ДЬЯВОЛ, ЛЮЦИФЕР) сделал в эпоху Ренессанса и в новое время. Этому также способствовал Данте, поместивший "первопричину зла" в глубине Ада, придав своему герою значимые черты: три лица – троица, шесть крыл – "шестикрылый серафим".
Мучительной державы властелин
Грудь изо льда вздымал наполовину;
И мне по росту ближе исполин,
Чем руки Люцифера исполину;
По этой части ты бы сам расчел,
Каков он весь, ушедший телом в льдину.
О, если вежды он к Творцу возвел
И был так дивен, как теперь ужасен,
Он, истинно, первопричина зол!
["Божественная комедия", Ад, в пер. М. Лозинского].
Кстати, именно этот образ встречается в древних документах Востока.
У М. Лермонтова в "Демоне" он приобретает столь знакомые врубелевские черты - "дух изгнанья", "познанья жадный", "счастливый первенец творенья":
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья –
И зло наскучило ему.
Пастернак убедил нас, что его миссия - творить добро, всему желая зла.
На иврите "в помеху" означает "лесатан", т.о. изначально Сатан означает "помеха, преграда", а значения "ненавистник", "противник" и соответствующие глаголы - это производные. В иврите такие значения появлялись исторически последовательно: сначала "помеха", а потом - "ненавистник". Вслед за ними возникли идиомы: "Хасатан прыгает между ними" - "между ними раздоры", "не открывай рот Сатану" - "не напророчь дурного".
В значении "преграда" употребляется слово Сатан и в книге "Шмуэль", где так отзываются о Давиде, нашедшем убежище среди плиштим (плиштимских князей), ведущих войну против евреев. Такое же значение этого слова в речи самого Давида, говорящего: что вам до меня, сыны Цруи, что будете мне сегодня помехой (лесатан). В "Техилим" мы встречаем интересующий нас корень в значении "ненавидеть", а также "ненавистник" или "обвинитель". При этом, как справа от первосвященника в пророчестве З[а]харии стоит Сатан, в таком же положении он находится и в стихе из Техилим: Злодея над ним назначь,
справа - пусть обвинитель встанет.
Из этого можно заключить, что "место обвинителя" – "по правую руку от обвиняемого". Но во всех упомянутых случаях Сатан – имя нарицательное.
Но есть два текста иного плана. Так, в "Диврей хайамим": И встал Сатан против Исраэля и подстрекал Давида исчислить Исраэль". И в книге Иова: И был день, когда пришли сыны Божьи предстать пред Господом, и пришел между ними Сатан. И сказал Господь Сатану: откуда пришел ты? И отвечал Сатан Господу и сказал: бродил я по земле и расхаживал по ней. И сказал Господь Сатану: обратил ли ты внимание на раба Моего Иова, что нет подобного ему на земле; человек непорочный и справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал Сатан Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Ведь Ты оградил кругом его, и дом его, и все, что (есть) у него… Но простри-ка руку Твою и коснись всего, что у него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя хулить станет.
Тем не менее, роль Сатана в еврейской традиции по сравнению с тем положением, которое он занял в христианстве, всегда оставалась весьма бледной, и по сути дела всегда сводилась к роли препятствия на пути человека к Богу. А для христианства САТАНА (ДЬЯВОЛ, ЛЮЦИФЕР) есть олицетворение всеобщего зла.
Кстати, на Востоке есть интересный "суфийский" вопрос: если существует всеобщее (абсолютное) зло, которое ненавидит всех и вся, то почему оно в первую очередь не уничтожит самого себя?
Следовательно, не всё так просто в нашем мире...