АР-ДЖУНА - третий из братьев Пандавов, сын царицы КУН-ТИ и Бога ИНДРЫ (сын Панды), фактический военный лидер Пандавов, ученик наставника Дроны, герой древнеиндийского эпоса "Махабхарата". На штандарте Арджуны была изображена "обезьяна". На многих известных изображениях в руке АР-ДЖУНА держит символ Союза Четырёх - "Крест в круге".
Барельеф АР-ДЖУНЫВ руке он держит символ Союза Четырех - "Крест в круге".
В "Виратапарве", четвёртой книге "Махабхараты", АР-ДЖУНА называет царевичу Уттаре десять своих имён и разъясняет происхождение каждого имени:
1) Дхананджая (санскр., "Завоеватель богатств") — так как он, покорив все страны и захватив всё имущество, жил в богатстве;
2) Виджая (санскр., "Всепобеждающий") — так как он выступает в сражении против царей, несокрушимых в битве, и никогда не возвращается с поля битвы, не победив их;
3) Шветавахана (санскр., "Разъезжающий на белых конях") — так как в колесницу, когда он сражается в бою, впряжены белые кони в золотых доспехах;
4) Пхальгуна (санскр., "Родившийся под созвездием Пхальгуни") — так как он родился на склоне Химавана в день, когда созвездия Уттара-пхальгуни и Пурва-пхальгуни пришли в соприкосновение;
5) Киритин (санскр., "Увенчанный диадемой") — так как во время сражения с данавами ему на голову Шакрой была возложена диадема;
6) Бибхатсу (санскр., "Испытывающий отвращение") — так как он в сражениях никогда не совершал отвратительного поступка;
7) Савьясачин (санскр., "Одинаково ловкий и на левую руку") — так как обе его руки способны натягивать лук Гандиву;
8) Арджуна (санскр., "Яркий во всём") — так как его яркая внешность редко встречается на земле, и он совершает безупречные дела;
9) Джишну (санскр., "Победоносный") — так как он является неприступным и неодолимым усмирителем врагов и сыном Пакашасаны;
10) Кришна (санскр., "Тёмный") — это имя дал ему отец из-за привлекательности смуглого мальчика очаровательной, сияющей внешности.
Он во время сваямвары (т.н. свободный выбор жениха невестой) завоёвывает любовь царевны Драупади, натянув богатырский лук (сравните со сваямварой СИТЫ в "Рамаяне" и натягиванием лука женихами Пенелопы в "Одиссее"). АР-ДЖУНА женился по любви на своей кузине, сестре ХАРЫ (КРИШНЫ, РАМЫ), Субхадре, которую выкрал по обычаю, вызвав ревность царицы Драупади. После гибели всех Кауравов и Пандавов внук АР-ДЖУНЫ и Субхадры, Парикшит, продолжил династию, заняв трон в Хастинапуре. Проведя пять лет "под крышей Индры", АР-ДЖУНА получает от "своего небесного отца" и "с разрешения Шивы" много видов "божественного оружия", которое впоследствии использует против Кауравов. Во время битвы на поле Куру возничим ("сутой") АР-ДЖУНЫ становится его друг, наставник и двоюродный брат ХАРА (КРИШНА, РАМА). Именно АР-ДЖУНЕ перед боем ХАРА (КРИШНА, РАМА) возвещает своё учение. В "Махабхарате" образы ХАРЫ и АР-ДЖУНЫ неотделимы друг от друга, они отождествляются с Нарой и Нараяной - двумя божественными мудрецами. Сказание часто называет героев "двумя КРИШНАМИ". С точки зрения эпической традиции, АР-ДЖУНА и ХАРА (КРИШНА, РАМА) являют собой классический пример героев-побратимов (сравните "Гильгамеш и Энкиду", "Ахилл и Патрокл"). ХАРА (КРИШНА, РАМА) признаётся, что АР-ДЖУНА дороже ему всех жён и детей.