Вопрос о канонизации
В конце XX века некоторые группы православно-монархической направленности начали кампанию за прославление Царя Иоанна в лике святых Русской Церкви. Одним из доводов сторонников канонизации были опубликованные в 2002 году газетой «Русский Вестник» «Святцы Коряжемского монастыря» (1624 г.), в которых на обороте 205 листа под датой 10 июня находится запись: «В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Ивана». Церковный историк, профессор Е. Голубинский в своём труде «История канонизации святых в Русской Церкви» (1903) признавал, что речь идет о мощах именно Царя Иоанна Грозного, а также отмечал почитание его в лике местночтимых святых, почитание которых прекратилось по какой-либо причине. При этом в составленной в конце XVII века «Книге, глаголемой о русских святых» среди общерусских или местночтимых святых имя Ивана Грозного не упоминается.
В качестве ещё одного довода сторонниками канонизации приводился факт почитания Иоанна Грозного уважаемым в народе старцем Николаем Гурьяновым (1909—2002), которого Святейший Патриарх назвал «столпом русского старчества». Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычёв) привёл факты почитания царя русским народом до революции 1917 года. «Как первый Помазанник Божий на русском престоле Иоанн IV, без сомнения, так же почитался в народе после своей кончины, как местночтимый святой благоверный царь. Тем более, что перед смертью он принял великую схиму с именем Иона. Это почитание и отражают нимбы на нескольких известных ныне изображениях Государя. До 1917 года на гробницу Иоанна Васильевича в Московском Кремле приходили простые русские люди просить царя о заступничестве в суде, как небесного предстоятеля перед Праведным Судьей». В труде протоиерея Н. Извекова «Московский придворный Архангельский Собор» (1916 год) сообщается: «У гробницы его, по усердию многих богомольцев собора, служатся панихиды с поминовением или одного имени Царя Иоанна Васильевича или же с прибавлением к оному имен своих родственников».
Другая сторона отвергла часть доводов, заявив, что наличие нимба вовсе необязательно свидетельствует о почитании «нимбоносца» как святого Церкви и отображает византийскую традицию отмечать таким способом царствующую особу[186]. Так на фресках Архангельского собора Московского Кремля имеются изображения всех погребенных в нем до 1508 года великих князей с нимбами, а надгробные эпитафии имеют эпитет «благоверный», который был частью официального титула.
Писатель А. Н. Стрижев сообщил, что, когда он работал в отделе рукописей ГБЛ с документами фондов Святейшего Синода десятых годов ХХ века — до Собора 1917—1918 годов, он обнаружил там список подвижников благочестия, к канонизации которых готовился Синод. Там были и Блаженная Ксения Петербуржская, и Святитель Игнатий Брянчанинов, и Святитель Феофан Затворник, и Святитель Филарет Московский, и Праведный Иоанн Кронштадтский, и царь Иоанн Васильевич Грозный. Всего же в списке было более 25 имён.
Священноначалие РПЦ однозначно высказалось против канонизации Иоанна Грозного. В своём докладе на епархиальном собрании духовенства Москвы в декабре 2001 года Патриарх Алексий II обратил внимание, что к святым уже были причисленны люди, пострадавшие от действий Ивана IV. Среди святых русской церкви, пострадавших от Ивана IV, значатся: митрополит московский Филипп, игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий, казанский архиепископ Герман, новгородский архиепископ Пимен, Ефросиния Старицкая.
Тем не менее, в некоторых кругах Иоанн Васильевич Грозный считается местночтимым cвятым Московской епархии, и его деятельность, в том числе и Опричнина, оценивается иначе. В заслугу ему ставится что, перед смертью принял великую схиму с именем Иона, возвёл более 40 каменных церквей, основал свыше 60 монастырей, при нём было прославлено 39(или 52) русских святых, были изданы Степенная книга, Лицевой Летописный Свод, Судебник, Стоглав, Четьи-Минеи, Домострой, были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 годах.