Часть 4. Как долго будут нужны немилосердные?
В 1711 году митрополитом Тобольским и всея Сибири стал Иоанн, и им было написано несколько книг, в том числе «Богомыслие в пользу правоверных», «Феатрон», «Богородице Дево», «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею». В этих книгах святитель Иоанн систематизировал и изложил доступным языком общепринятую точку зрения. Так как ни диавол и никто из людей не может нанести никакого зла без попущения Божия, то рассмотрим: что попускает Бог, каким образом попускает, и для чего, по какой причине совершается попущение Божие? Необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол, обнимающий разные тяготы, болезни, смерть, нанесение обид или бесчестия (приведение в нищету, заключение в тюрьме, изгнание, ссылка), – все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом, - это наши грехи, преступления Божиих заповедей. Первого рода зло Бог попускает по желанию Своему или как казнь для нечестивых, или как меру исправления для сынов и дочерей. О зле второго рода нельзя сказать, что Бог желает совершения их. Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно-свободных существ; поэтому грех произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, однако по Его попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенного и непогрешимого Божия мироправления, или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая вразумления и исправления людей, чтобы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним и к обществу. О, как дивно и величественно проявляет себя Промышление Божественное в повседневных своих попущениях! Через допущение противозаконных деяний и горестных приключений Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. Величайшие беззакония утверждают в добродетели многих. («Не остановится дубина нечестивых над судьбою праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию»-Псалмы, 124:3.) Справедливо говорил Феофил: «Все оскорбляющие нас совмещают в себе как бы два лица, – одно действующее сознательно, другое бессознательно. Во-первых, каждый такой человек по злобе своей желает действовать против нас враждебно, с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т.д., хотя в этом намерении своем и не всегда успевает; при успехе же, через попущение Божие, он делается бессознательно вторым лицом, действующим в качестве орудия в руках Божиих, наказующего или исправляющего наше поведение, и тем самым он бессознательно служит Богу». Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных пока. Попущение Божие проистекает по причине праведной, но сокрытой до времени от нас. Этого обычая держались все святые угодники Божии: они не разыскивали, кто их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников – за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам; те же, которые хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Нередко Божие правосудие употребляет нечестивых царей и злых князей как Свои орудия, для научения праведных терпению и для наказания нечестивых за их преступления и проступки. Вот пример: Бог, через пророка Исаию, угрожает развращенному народу израильскому погублением его через ассириян, ясно показывая, что не воля ассирийского царя, но Его Святая воля исполняется войском ассириян. Бог называет их бичом негодования Своего и, следовательно, Себе Самому приписывает наказание израильтян. Всякое зло, беда или несчастье есть для нас спасительное наказание, посылаемое на нас Богом; отсюда вытекает следующее заключение: так как всё в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг всё принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Его всесвятейшей воле; и тем самым будем мы сообразовывать нашу волю с Его Божественною волею.